164

Шедеврам предпочёл четвертак

АВТОР: Андрей Шабаршов
Шедеврам предпочёл четвертак

Об этом уголовном деле в своё время рассказывали многие газеты и журналы, телевидение снимало документальные фильмы и даже телесериалы. Оно стало одним из самых громких в истории службы ОБХСС, предшественницы нынешних подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции.

Непризнанный новатор

К творчеству паренька со Ставрополья Виктора Баранова тянуло с детства. Хорошо учился, посещал художественную школу, писал картины. Особенно ему удавались копии шедевров великих живописцев. Например, преподаватели искренне восхищались, как он переписал «Утро в сосновом бору» Ивана Шишкина и Константина Савицкого.

Однако больше всего Виктора интересовали… деньги. Правда, не в привычном всем смысле, а именно как произведения искусства. По доступным источникам юноша изучал способы изготавления купюр, средства защиты, используемые в процессе производства. Даже собрал коллекцию старых банкнот. А ещё его тянуло к новаторству. Если увидел что-то интересное, тут же начинает придумывать, как это усовершенствовать, сделать лучше.

Отслужив в армии и устроившись водителем в гараж Ставропольского обкома КПСС, - там ему доводилось возить будущего генсека партии и первого президента СССР Михаила Горбачёва - Баранов постоянно предлагал различным предприятиям свои изобретения. Но, как это часто бывало, дальше похвал и дружеских похлопываний по плечу дело не шло. Не нужны оказались социалистической родине рационализаторские потуги паренька.

Такое отношение любого изобретателя обидит. И тогда Виктор решил на практике внедрить придуманные им технологии. В чём себя проявить - вопрос не стоял. Конечно же, в том, что увлекало ещё в детстве - производстве денежных знаков.

На словах сегодня, когда любую информацию можно почерпнуть в Интернете, вроде бы, просто. Но в те годы специальные сведения даже в городской библиотеке было не раздобыть. Но, как говорится, терпение и труд всё перетрут. Баранов побывал в типографии издательства «Ставропольская правда». Посмотрел, как штампуют газеты и книги, изготавливают печатные формы и клише. Чтобы почитать литературу по полиграфии, съездил в Москву, в библиотеку им. В.И. Ленина. Словом, изучил проблему вдоль и поперёк. Настало время перейти к практике.

Фабрика в сарае

- Когда я начинал делать деньги, был на сто процентов уверен, что ничего не получится. Но было интересно проверить свои возможности, - вспоминал Виктор Баранов много лет спустя.

Свою роль сыграли упрямство и настойчивость. Правда, успех пришёл не сразу. На эксперименты и технические доработки ушли долгих 12 лет. За это время Баранов на профессиональном уровне овладел специальностями полиграфиста, художника, фотографа, химика, гравёра, освоил даже технологию производства бумаги с водяными знаками да на таком уровне, что позднее эксперты вынуждены были признать: его «самоделки» по качеству превосходят продукцию Гознака. И всё это - в сарае, который мастер переоборудовал под лабораторию.

В 1974 году печатный станок Виктора Баранова был запущен в рабочем режиме. Вначале он изготовил несколько десятков полтинников - купюр достоинством 50 рублей. Первые же «практические эксперименты», то есть попытки сбыта фальшивых денег, подтвердили: затея удалась. Никто не мог отличить «самоделки» от подлинников.

Следующим шагом новатора стало производство 25-рублёвых купюр, которые по своей защите превосходили все иные денежные знаки Советского Союза.

И вновь его ждала удача. Продавцы на рынках, где Баранов сбывал свою продукцию, ни разу не усомнились в подлинности предъявляемых банкнот.

- Нажива меня никогда не интересовала. Главным всегда было овладение совершенными технологиями, - так спустя время он объяснил следствию тот факт, что основное внимание сосредоточил на производстве денежных знаков меньшего достоинства.

Скорее всего, Виктор Баранов не лукавил, поскольку никогда не стремился к роскоши - его образ жизни оставался скромным. Подпольной деятельностью, как он признался, хотел накопить такое количество денег, которое бы позволило внедрить другие изобретения. По подсчётам Баранова, на это должно было хватить 30 тысяч рублей. Изготовить такой капитал он не успел.

Сколько верёвочке…

Какими бы качественными ни были подделки Баранова, их появление на рынке не осталось незамеченным «компетентными органами». К 1977 году сотрудники милиции и работники банков обнаружили в 76 регионах СССР, от Вильнюса до Ташкента, 46 фальшивых полтинников и 415 четвертаков.

Правоохранительные органы забили тревогу - дело было взято на особый контроль. Поначалу под подозрение попали работники Гознака, имевшие доступ к производству денег. Звучала даже версия, что всё это - дело рук капиталистических недругов, решивших таким образом подорвать экономику СССР. Специалисты, которые провели научную экспертизу фальшивок, заявили: создание подобной технологии кустарным способом невозможно.

Вскоре сыщики подразделений по борьбе с хищениями социалистической собственности установили, что все обнаруженные подделки произведены в одном месте, на одном оборудовании. Постепенно определили: на юге России высококачественные фальшивки появляются чаще, чем в других регионах. Затем круг поисков сузился до Ставрополья, где за три месяца 1977 года   было выявлено сразу 86 поддельных купюр.

Самое удивительное, что Виктор Баранов в ту пору числился внештатным сотрудником ОБХСС и лично выезжал с оперативниками в рейды по поиску неуловимых фальшивомонетчиков, то есть был в курсе, что его ищут, и решил потихоньку сворачивать свою деятельность. Оборудование разобрал, от полуфабрикатов и заготовок начал избавляться, но понадобились средства…

12 апреля 1977 года на колхозном рынке Черкесска неизвестный попросил продавца разменять пару 25-рублёвых купюр. Но торговца накануне милиционеры успели предупредить, что возможно появление именно таких фальшивок. Подоспевшие по сигналу сотрудники обнаружили в портфеле незнакомца около двух тысяч рублей новенькими четвертаками.

В отделении, куда доставили Виктора Баранова, он, как ни в чём не бывало, признался:

- Я - фальшивомонетчик!

Коса на камень

Во время следствия он вообще не отпирался. На все вопросы отвечал откровенно, а при обыске даже продемонстрировал работу своего самодельного оборудования: на глазах изумлённых экспертов нанёс на бумагу водяные знаки, отпечатал купюры и снабдил их серийными номерами.

Перевезённый в Москву Баранов в письме на десяти листах на имя главы МВД СССР Николая Щёлокова дал рекомендации по защите советских денег от подделок.

По понятным причинам специалисты Гознака резко отрицательно отнеслись к разработкам самоучки-фальшивомонетчика. «Изготовленные Барановым В.И. поддельные денежные билеты достоинством 25 и 50 рублей внешне близки к подлинным купюрам и трудно опознаваемы в обращении. Именно поэтому данная подделка являлась очень опасной и могла вызвать недоверие населения к подлинным денежным знакам», - отметили они в заключении. Тем не менее часть его идей впоследствии была внедрена на фабриках, печатавших денежные знаки.

В Советском Союзе производство фальшивых денег считалось тяжким преступлением, за которое обычно назначалась смертная казнь. Но в данном случае суд учёл, что фигурант сотрудничал со следствием, действовал в одиночку, а объёмы произведённых купюр были относительно невелики.

Виктора Баранова приговорили к 12 годам лишения свободы. В 1990-м он вернулся в Ставрополь. О былом уже не помышлял, занялся бизнесом - производством женских духов и ароматизаторов белья из натуральных масел. Однако через некоторое время фирма прогорела.

Источники по-разному описывают дальнейшую судьбу самого известного отечественного фальшивомонетчика.

Точно неизвестно, жив ли он сейчас. Бесспорно одно: Баранов действительно был человеком талантливым. Жаль, что направил он свои умения в криминальное русло.

Вернуться в раздел

Читайте также

Милицейская волна