Вещдоками стали ёлки и палки
Полковник милиции в отставке Николай Сустретов более 20 лет возглавлял службу по борьбе с хищениями социалистической собственности в Среднеуральском управлении внутренних дел на транспорте. Множество уголовных дел было раскрыто под его руководством за это время. Об одном из них он рассказал нашему корреспонденту.
К началу 1960-х стало ясно: север Западной Сибири хранит в своих недрах огромные запасы нефти и газа. Но как организовать добычу, если на территории нет транспортных путей, кроме рек, а они «стоят» подо льдом по девять месяцев в году. Было принято решение строить магистраль, которая соединяла бы районы основных месторождений. Железная дорога Тюмень - Сургут - Уренгой стала транспортным стержнем территории. Вслед за ней началось интенсивное освоение месторождений, возведение новых городов и автомобильных магистралей.
- История той железной дороги и сегодня поражает масштабами привлечения сил и средств, - утверждает Николай Сустретов. - Она была объявлена всесоюзной комсомольской стройкой, на которую начали съезжаться специалисты со всех концов страны. Разумеется, на такой грандиозный проект из бюджета выделялись миллионные средства. Находились предприимчивые руководители, готовые «половить рыбку в мутной воде» и прибрать к рукам часть этих денег. Например, начальнику строительно-монтажного поезда «Тюменьстройпуть» Алексею Петровскому (имя и фамилия изменены. - Прим. авт.) при возведении железнодорожной ветки Сургут - Новый Уренгой удалось втянуть в преступную деятельность десятки подчинённых и сотни молодых строителей. Это был человек авантюрного склада, к тому же имевший сильных покровителей - его отец в то время являлся министром угольной, нефтяной и газовой промышленности Украины.
Стражи правопорядка понимали, что давление на ход следствия будет жёстким, поэтому следственно-оперативную группу свердловской транспортной милиции дополнили сотрудниками прокуратуры. Привлекались к работе и эксперты нескольких научно-исследовательских институтов.
В рамках расследования уголовного дела сотрудники милиции провели множество экспертиз. Лесотехники замеряли размер каждого оставшегося после вырубки пня, устанавливая предполагаемый возраст и плотность посадки деревьев. Другие специалисты определяли фактический объём уложенного под полотно грунта, делая заключение о реальном масштабе выполненных работ. И всё это приходилось делать в непростых условиях севера!
- Многое тогда пришлось оперативно решать по ходу расследования, - рассказывает Николай Яковлевич. - Подельника Петровского задерживали в гостиничном номере. Для освобождения главаря из следственного изолятора он пытался подкупить членов нашей группы. Вынужденно меняли и статус некоторых подозреваемых на свидетелей, чтобы не дать развалить это громкое уголовное дело. И даже отправляли его для рассмотрения в суде в другой регион. В Ханты-Мансийске в то время председателем окружного суда был известный своей принципиальностью и непредвзятостью судья, ветеран Великой Отечественной войны Иван Маркушин.
Сумма нанесённого государству ущерба была огромной, однако сотрудники правоохранительных органов добились его полного возмещения. Алексей Петровский получил восемь лет лишения свободы. Отправились отбывать наказание и несколько его сообщников, десятки должностных лиц были уволены.
Николай Яковлевич в годы службы начальником ОБХСС
Читайте также
