1371

Жизнь и успех - на двоих

АВТОР: Роман Илющенко и Алексей Симонов
ФОТО: из открытых источников / На фото Георгий и Аркадий Вайнеры

В русской литературе известно немало творческих союзов, основанных на кровных, братских узах. Например, Антон, Михаил и Александр Чеховы, Валентин и Евгений Катаевы - последний больше известен под псевдонимом Петров, Борис и Аркадий Стругацкие. К данному списку вполне можно отнести и братьев Вайнеров, младшему из которых, Георгию, в феврале этого года исполнилось бы 85.

Не разлей вода

Их биографии трудно разделить, да и к чему? Талантливые писатели, произведениями которых зачитывалась вся страна, появились на свет в Москве. Отец работал водителем, а мама - учителем. Аркадий был на семь лет старше, но разница в возрасте не сказывалась на отношениях братьев. Жили они душа в душу, поддерживая друг друга.

В начале войны семью эвакуировали в Узбекистан. Беженцам всегда приходится нелегко, вот и Вайнеры порой буквально выживали, но это закаляло характер и ещё больше сплачивало. Из тех лет сохранилось воспоминание: как-то мальчишки нашли на улице буханку и принесли домой, а мама запретила её есть - вдруг отравлена! Но голод не тётка. Первым рискнул Аркаша - хлеб оказался вполне съедобным, и только после этого отдал большую часть младшему, Георгию.

По возвращении в Москву Вайнеры поселились на Сухаревке, считавшейся едва ли не самым криминальным районом столицы. Это сказалось на будущем братьев. Старший, впрочем, был человеком серьёзным: освоил трофейный аккордеон, увлёкся фотоделом. Зато Гошу улица затянула явно не туда, он связался со шпаной, слыл драчуном и хулиганом.

«Аркашка был молодец, отличник, председатель совета отряда, большой активист, а я лентяй и двоечник. Все соседи говорили моей матери: «Какая вы счастливая! У вас двое парней, и ни один в тюрьме не сидел», - признавался в одном из интервью Георгий Вайнер.

Служба в милиции

Аркадий с выбором жизненного пути определился не сразу. Окончив школу с золотой медалью, поступил в Московский авиационный институт, но проучился там только один семестр, после чего перевёлся на юрфак МГУ. Он решил посвятить себя службе в правоохранительных органах, где проработал почти 10 лет, уволившись по состоянию здоровья в звании капитана.

Начинал с должности участкового, а завершил милицейскую карьеру следователем по особо важным делам. За это время у него не было ни одного взыскания при сорока поощрениях. Аркадий и стал тем кладезем всевозможных реальных криминальных историй, которые потом ложились на бумагу и выходили на экраны.

А вот «хулигану» Георгию учёба давалась тяжело. Не без труда поступив в Московский заочный юридический институт, он, однако, не пошёл по стопам брата. Попробовав себя в нескольких рабочих профессиях, в итоге остановился на журналистике и «дорос» со временем до специального корреспондента ТАСС.

Удачный совет

Путь на литературный Парнас Вайнеры начали в 1965 году. На это их вдохновил пример хорошего знакомого, много лет проработавшего в разведке. Выйдя в отставку, он написал о своих впечатлениях три романа. Этим человеком оказался легендарный разведчик Норман Бородин. Братья познакомились с ним, когда тот работал в агентстве печати «Новости». Бородин и порекомендовал им записывать все милицейские истории и байки, коими опера охотно делятся на товарищеских посиделках.

Аркадий и Георгий решили воспользоваться советом и через две недели создали первое совместное произведение объёмом в 500 печатных страниц - повесть «Часы для мистера Келли». В сокращённом варианте она впервые вышла в журнале «Советская милиция» - ныне «Полиция России». Тогда же Вайнеры познакомились с известным писателем Юлианом Семёновым. Высоко оценив работу, он взялся опубликовать её в «Нашем современнике».

Вдохновлённые успехом, братья одно за другим пишут несколько произведений. Через год, в 1967‑м, выходит детективная повесть «Я, следователь…», за ней - «Ощупью в полдень». В них появляется следователь Тихонов, который будет фигурировать в нескольких работах и станет для многих главным и любимым героем.

У Вайнеров просыпается «литературной аппетит», формируется собственный стиль, они демонстрируют тонкий вкус - недаром же Аркадий столько трудился на «земле» в милиции, а Георгий не понаслышке знал о блатном мире! Работали они почти всегда в паре. Сначала составляли план будущего произведения, а затем решали, кто какую главу пишет. У младшего брата лучше получалось «про войну», у старшего - «про любовь».

Место встречи изменить можно

В тандеме созданы «Лекарство против страха», «Гонки по вертикали», «Визит к Минотавру» и другие работы. Детектив в СССР, как, впрочем, и везде, пользовался популярностью, а вот с отечественными авторами этого жанра было не очень, поэтому Аркадий и Георгий нашли, что называется, «золотую жилу». Их активно экранизируют. Братья включаются в процесс написания сценариев к фильмам «Город принял», «Ночной визит», «Я - следователь», «Потерпевшие претензий не имеют», «Свидетельство о бедности», «Вход в лабиринт» и другим. Почти все их произведения детективного жанра вошли позже в сериал «Следователь Тихонов».

Пожалуй, наиболее известны детективный роман и снятый по нему фильм: «Эра милосердия» - «Место встречи изменить нельзя». Сериал посмотрела вся страна, навсегда влюбившись в Глеба Жеглова и Володю Шарапова. Режиссёру Станиславу Говорухину настолько понравился сценарий, что он знал его практически наизусть, по памяти цитировал монологи героев. А Владимир Высоцкий, сыгравший капитана Жеглова, буквально вцепился в роль, убеждая режиссёра - лучше него никто не сыграет.

В разобранном на эпизоды фильме дотошные зрители нашли массу исторических неточностей, что, однако, простительно художественному произведению. Например, банду «Чёрная кошка», в действительности существовавшую в те годы в Москве, возглавлял не матёрый мафиози Горбатый, а 13-летний подросток Володя Колганов. Все помнят и момент с кражей в театре шубы английского посланника карманником Ручниковым. Это реальный факт, но задерживал жулика другой, не менее легендарный сотрудник МУРа - опер Григорий Пушкин, прямой потомок великого поэта!

И всё-таки порознь

Личная жизнь деятелей складывалась по-разному. Когда старший брат уже был «глубоко женатым» на враче Софье Дарьяловой - они сыграли свадьбу через 14 дней после встречи, младший держался холостяком. Между тем хулиганистый Жора к выбору второй половики отнёсся на удивление серьёзно. С ней он познакомился в 1979 году в подмосковном пансионате, куда приехал работать над книгой, а студентка химфака МГУ Сашенька - покататься на лыжах. Во время отдыха девушка сломала ногу, и оказавшийся поблизости Вайнер-младший на руках отнёс пострадавшую в номер. А через неделю сделал ей предложение.

Познакомить брата с невестой Георгий решил в знаменитом ресторане при Центральном доме литераторов. Но тихая семейная встреча неожиданно превратилась в беспрецедентное для этого места побоище. Подвыпив, задиристый Георгий что-то не поделил с гулявшими здесь же не менее известными братьями Ибрагимбековыми, один из которых, Рустам, прославился написанием сценария культового фильма «Белое солнце пустыни». Заведению был причинён серьёзный ущерб, зато, как признавался позже Георгий: «Сашеньку я таким образом завоевал окончательно». Скоро молодые сыграли свадьбу, в дальнейшем у четы родились трое детей: Станислав, Константин и Анна.

Своими лучшими книгами Вайнеры, что интересно, считали вовсе не сделавшие им имя детективы. Братья выделяли два сочинения: «Петля и камень в зелёной траве» и «Евангелие от палача», написанные ещё в 80-х. Произведения, казалось, были обречены на самиздат из-за закрытой по тем временам темы политических репрессий 20-30-х годов. Посвящены они их жертвам - прежде всего еврейским деятелям культуры, например, Соломону Михоэлсу, талантливому театральному режиссёру.

Кто-то считает эти произведения антисоветскими, что не совсем так. Вайнеры всегда любили Родину, вопросы у них были к властям. Георгий считал, что в СССР нет подлинной свободы, и потому, как только появилась возможность, уехал в США. Там работал в русскоязычных газетах и продолжал писать, но уже в одиночестве.

Аркадий предпочёл остаться в России. Это был, пожалуй, единственный случай расхождения Вайнеров во взглядах, что практически не отразилось на их отношениях.

В эмиграции Георгий написал две книги: «Умножающий печаль» (2000) и «Райский сад дьявола» (2003). Одна из них экранизирована в России, но повторить успех совместных работ не удалось.

Братья, несмотря на расстояния, продолжали не только регулярно навещать друг друга, но и строили творческие планы. Задумали написать продолжение «Эры милосердия», где хотели «убить» Жеглова, а розыск убийцы поручить, конечно же, Шарапову. Но этим планам помешала смерть. Они ушли из жизни в том же порядке, как появились на свет. Аркадий опередил младшего брата на четыре года. Георгий скончался после долгой и продолжительной болезни в июле 2009 года и похоронен в США.

Хоть и обижался Вайнер-младший на советскую власть, она его не обделяла вниманием. Георгий был награждён орденом «Знак Почёта», трижды становился лауреатом премии Союза писателей СССР и МВД СССР. Однако лучшим памятником братьям остаются книги и снятые по ним фильмы, которые спустя десятилетия не забыты в России. Всего же за 20 лет творческой жизни из-под пера Вайнеров вышло более десятка романов, а общий тираж совместно написанных произведений перевалил за миллион экземпляров.

Вернуться в раздел

Читайте также

Милицейская волна