Память о настоящем человеке
В городе Бологое откроют памятник легендарному военному лётчику Алексею Маресьеву. 580-й истребительный авиаполк Северо-Западного фронта, в котором он служил, базировался именно в этом районе. Отсюда 5 апреля 1942 года пилот отправился в свой полёт «бессмертия» на боевое задание. Мероприятие приурочено к 105-летию со дня рождения Героя Советского Союза.
Борьба за жизнь
Его поступок по праву можно считать подвигом: после аварийной посадки и гибели своего самолёта лётчик Алексей Маресьев 18 дней выбирался из валдайских лесов.
Весной 1942-го между озёрами Селигер и Ильмень советские войска окружили примерно 100-тысячную группировку немецких войск. Фашисты не думали сдаваться, оказывая активное сопротивление.
4 апреля в районе так называемого Демянского котла - события происходили возле городка Демянска - врагом был подбит самолёт Як-1. За штурвалом находился 26-летний военный лётчик-истребитель Алексей Маресьев. Старший лейтенант выполнял задание по прикрытию наших бомбардировщиков в бою. Он пытался совершить вынужденную посадку в лесу, заприметив там подходящее озеро. Но шасси зацепилось за верхушки сосен. Самолёт перевернулся, упал в глубокий снег. Сам пилот получил тяжёлые ранения, но остался жить.
В итоге он всё-таки добрался. Возле деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района его, еле живого, заметили местные жители. Они поняли, что измученный человек, уже не способный отвечать на вопросы, не немец, а свой. Привезли в деревню, но врача в ней не было.
Через неделю, в первых числах мая, возле населённого пункта приземлился самолёт и Маресьева переправили в госпиталь в Москву.
История могла на этом и закончиться - в столицу лётчик попал в тяжелейшем состоянии, с гангреной и заражением крови. Раненых в учреждении было много, и пациента как практически безнадёжного положили на каталке в коридоре. Здесь во время обхода на него и обратил внимание выдающийся советский хирург Теребинский.
Алексей Маресьев с женой Галиной и сыном Виктором, 1946 год
По рассказам сына лётчика Виктора Маресьева, профессор спросил: «А этот что тут лежит?». С раненого сняли простыню и говорят: «А это лейтенант молодой с гангреной». Врач приказал: «Ну-ка на операционный стол его живо!»
Ампутация обеих ног спасла Алексею жизнь, но должна была поставить точку в карьере пилота.
Битва за мечту
Но Маресьев не смирился с мыслью, что ему придётся расстаться с небом, решил во что бы то ни стало вернуться в авиацию. Начал тренироваться: ходить, бегать, прыгать и даже танцевать. Правда, учиться заново вальсировать пришлось не с госпитальными медсёстрами, которые боялись, что он отдавит им ноги своими бесчувственными протезами, а с соседями по больничной палате - те специально на время тренировок надевали на себя рабочие сапоги.
Говорят, что именно способностью танцевать на протезах Маресьев убедил врачей, что годен к службе.
В июне 1943-го он прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Маресьев переживал. Его поддержал командир эскадрильи Александр Числов, лётчик-ас, в годы войны лично сбивший 21 вражеский самолёт и удостоенный звания Героя Советского Союза. Он взял его с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачно выполненных заданий доверие к Маресьеву возросло.
19 июля 1943 года Алексей одерживает первую победу после возвращения в строй - сбит пикирующий бомбардировщик Ju-87. На следующий день во время воздушного боя с превосходящими силами противника он спасает жизни двух советских лётчиков. Ему удалось вывести из строя сразу два вражеских истребителя. За это 24 августа 1943 года заместитель командира эскадрильи старший лейтенант Алексей Маресьев удостоен звания Героя Советского Союза.
Слава о нём разнеслась по всей 15-й воздушной армии и фронту. В полк зачастили корреспонденты - среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.
Слава о герое разнеслась по всему фронту
Рассказ фронтовика Ильченко о Маресьеве опубликовали в «Красной звезде» уже в 1943 году. А повесть Полевого - тогда в два раза тоньше нынешней - была готова в 1944-м. Есть версия, что её прочитал лично Сталин и синим карандашом наложил резолюцию: «Пока не время», чтобы гитлеровская пропаганда не использовала в своих целях то, что у нас инвалиды воюют. После войны автор расширил первоначальный вариант.
Всего после возвращения в строй Маресьев сбил семь вражеских самолётов. В марте 1945-го после ряда настойчивых пожеланий вышестоящего командования Алексей Петрович согласился перейти из боевого полка на должность инспектора-лётчика в управление вузов Главного управления обучения, формирования и боевой подготовки ВВС РККА. Его имя стало уже известным стране, и гибель лётчика была нежелательна в пропагандистских целях.
Писатель Борис Полевой и Алексей Маресьев
После окончания Великой Отечественной войны Алексей Маресьев стал знаменит на всю страну. В основном благодаря Борису Полевому, описавшему судьбу лётчика в своей «Повести о настоящем человеке». Автор изменил одну букву в фамилии героя.
Всегда в форме
Маресьев ушёл в отставку в 1946 году и начал активную общественную жизнь - стал участником Первого Всемирного конгресса сторонников мира, проходившего в Париже, окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, защитил кандидатскую диссертацию по истории, много лет работал в Советском комитете ветеранов войны, защищал интересы фронтовиков. Когда в Серпухове решили выпускать мотоколяски для инвалидов, как вспоминает его сын, Маресьев возмутился: неужели это всё, что заслужили люди? Тогда и стали выдавать ветеранам бесплатные «запорожцы».
Кстати, сам он водил обычную машину с педалями. В 1966 году на 50-летие ему подарили «москвич». Когда рабочие узнали, кому предназначается автомобиль, собрали его вручную.
В 1989 году Маресьев был избран народным депутатом СССР.
В последний раз лётчик поднимался в небо в начале 1950-х на самолёте У-2 в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве. Он всегда жалел, что ему не удалось попробовать свои силы на реактивных самолётах.
Долгие годы Алексей Петрович поддерживал себя в отличной физической форме - занимался физкультурой, любил коньки, лыжи, мог даже переплыть Волгу. Его личный рекорд - 2 км 200 м за 55 минут.
18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но за час до начала у Алексея Петровича случился сердечный приступ. Его доставили в реанимацию одной из московских клиник, где он скончался, не приходя в сознание. Торжественный вечер всё же состоялся, но начался он с минуты молчания.
Герои встретились
Оказывается лётчика обнаружили в лесу не дети, как следует из повести, а молодые мужчины. Оба они уже успели поучаствовать в боевых действиях.
Один из ребят действует в «Повести о настоящем человеке» под именем Сергей Малин, а второй - Александр Вихров, назван его братом Федькой. В реальной жизни Саше на тот момент было 20 с небольшим лет. После получения тяжёлого ранения его комиссовали с фронта по инвалидности.
Сергей Малин, которому в апреле 1942-го не исполнилось ещё и восемнадцати, в то время также вернулся в родную деревню Плав. Его отправили долечиваться домой после госпиталя, куда он попал с ранениями. Травмы он получил в результате вражеского миномётного обстрела в сентябре 1941-го при переходе линии фронта. Сергей участвовал в специальном разведвыходе для определения позиций противника. Задание выполнял, будучи бойцом истребительного батальона Валдайского района, сформированного в основном из сотрудников милиции местного райотдела НКВД. В его ряды Сергей добровольно вступил в возрасте 17 лет.
Однако ребята решительно направились в указанное земляками место. Думаю, свою роль тут сыграло то обстоятельство, что оба были уже обстрелянными фронтовиками.
Друзья решили: если в лесу действительно наш раненый, поможем, вытащим, а если диверсант, скрутим и отправим куда следует!
За болотом обнаружили обессиленного советского лейтенанта. Дотащили раненого до дороги, а уже оттуда пожилой отец Вихрова довëз Маресьева до деревни. Проинформировав о случившемся военное командование, дождались момента, когда за героем на самолëте прилетел его боевой друг.
Когда Сергею Малину исполнилось восемнадцать, он был призван на фронт. С учётом имевшихся у него тяжëлых ранений его обучили на радиста и направили в батальон аэродромного обслуживания 16-й воздушной армии. В её составе участвовал в освобождении оккупированных территорий Советского Союза и стран Восточной Европы. Дошёл до Берлина. Награждён боевым орденом Красной звезды, медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».
После войны Сергей Малин трудился в пожарной охране города Валдая. Эта служба на тот момент входила в систему Министерства внутренних дел страны. Занимал должность начальника караула Валдайской профессиональной пожарной части.
Дарственная надпись Малину гласит: «Дорогому Сергею Петровичу Малину! На добрую память. С благодарностью и наилучшими пожеланиями. А.П. Маресьев. 9 мая 1965 года. г. Москва».
Специальный стенд, посвящëнный этому событию, с фотографиями Маресьева, Малина и Вихрова, с самого начала образования музея, расположенного в центре противопожарной пропаганды в Великом Новгороде, находится в его экспозиции. Экскурсоводы обязательно рассказывают посетителям об обстоятельствах спасения лётчика.
До начала 90-х годов прошлого века Сергей Малин активно участвовал в патриотическом воспитании подрастающего поколения и по приглашению учебных заведений часто выступал перед молодëжью. Он ушёл из жизни в 1992 году в возрасте 68 лет. Александр Вихров ненадолго пережил своего товарища.
Алексей Маресьев (в центре) на встрече со своими спасителями Александром Вихровым и Сергеем Малиным, 1965 год
Читайте также
