1638

Перекрёстки его судьбы

АВТОР: Софья Трофимова и Ирина Чернявская
ФОТО: из личного архива Виталия Разумного

В 70-х - 90-х прошлого столетия брянскую автоинспекцию именовали не иначе как «в пределах Разумного» - об этом до сих пор помнят местные автолюбители старшего поколения. И это вовсе не насмешка. Наоборот, фраза означала глубокое уважение всех участников движения к человеку, который без малого четверть века возглавлял областную службу ГАИ.

В кожаных сапогах и на мотоцикле

Виталий Разумный - человек, без преувеличения, легендарный. Не найти другого начальника, который бы столько лет бессменно руководил одним подразделением.

Родился и вырос Виталий Иванович в небольшом отдалённом райцентре Мглине на Брянщине. Отец работал шофёром, поэтому неудивительно, что парнишка с малых лет бредил техникой. Настоящим событием всегда становился приезд в городок инспектора ГАИ, который в те времена один обслуживал несколько районов. Водители относились к нему с уважением, хоть и побаивались немного, а уж пацаны с завистью заглядывались на серьёзного, подтянутого человека в милицейской форме, высоких кожаных сапогах и на мотоцикле. Так и родилась мечта о службе в ГАИ, которая с годами лишь крепла.

В восьмом классе Виталий написал письмо в областное управление внутренних дел с просьбой принять на работу инспектором. Через некоторое время пришёл ответ, где сообщалось, что в школы Госавтоинспекции берут отслуживших срочную службу в рядах Советской армии, имеющих среднее образование и водительские права.

Родители видели будущее сына несколько другим. Им хотелось, чтоб юноша поступил в институт, получил высшее образование, что не совпадало с планами самого парнишки. К неудовольствию семьи он поступил на курсы шофёров ДОСААФ города Клинцы, затем три года отслужил в армии.

«Теперь, кажется, всё есть!» - вздохнул Разумный после увольнения в запас и снова написал письмо в отдел кадров милиции. Начальство оценило упорство молодого человека и вскоре его направили в Саратовское военное училище на отделение подготовки начсостава ГАИ.

В августе 1965 года Разумного назначили старшим инспектором ГАИ Фокинского района Брянска. Три года он регулировал уличное движение, затем занимался пропагандой безопасного дорожного движения. Однако Виталий Иванович понимал, что без глубоких знаний успеха в службе не добиться. И параллельно окончил институт по специальности «инженер-механик». Как только получил диплом о высшем образовании, его назначили заместителем начальника ГАИ. Был ему всего 31! Но стремительный карьерный рост не остановился, и уже через три года он возглавил областную Госавтоинспекцию.

Под рёв клаксонов

Нынешним сотрудникам ГИБДД трудно представить, какой в те времена была обстановка на дорогах. Например, в 1960-е количество мотоциклов на улице в два раза превышало число автомобилей. Основные проблемы создавали именно водители двух- или трёхколесного транспорта. А ещё инспекторам помогали… плохие дороги. Парадокс заключался в том, что чем хуже проезжая часть, тем меньше случалось на ней происшествий.

Ещё одна любопытная закономерность того периода: водители личных машин - частники, как их называли, - оказывались гораздо дисциплинированнее шофёров государственного транспорта, которого тогда было в разы больше. Объяснение этому весьма простое: первые больше берегли свои «ласточки». Кроме того, обладателями личных автомобилей преимущественно были состоявшиеся, взрослые люди, имевшие за плечами богатый жизненный опыт, - отсюда и дисциплина.

Руководитель ГАИ Виталий Разумный стал родоначальником интересной традиции, которая соблюдается местными жителями по сей день, - приветствовать сигналами клаксонов памятник водителям, установленный на выезде из Брянска.

- На открытие монумента собралось много начальников транспортных предприятий. Вся площадка была заполнена служебными «Волгами», - вспоминает ветеран. - И у меня родилась идея: после традиционной минуты молчания, когда затихнут последние звуки метронома, взорвать тишину рёвом клаксонов. Что по моей команде водители и сделали. А потом смотрю: один едет сигналит, за ним другой…

А ещё Разумный стал настоящим «собирателем» службы. Раньше подразделения ГАИ были разбросаны по всему городу: начальство занимало три кабинета в одном районе, дорожно-патрульная служба располагалась в другом. Новый руководитель стал добиваться постройки собственного здания, даже место подходящее нашёл. Не сразу, конечно, но цели своей достиг. Да ещё и общежитие для сотрудников возвели.

С пониманием и доброжелательностью

Это были лишь начальные шаги в масштабном реформировании деятельности службы, которое затеял Разумный. Брянская ГАИ одной из первых стала внедрять предрейсовые осмотры. Такая мера в стране применялась к предприятиям, где количество транспортных средств превышало 400. Здесь же решили распространить данное правило и на организации, владеющие 50 единицами. В результате в полтора раза сократилось количество нарушений, связанных с алкогольным опьянением водителей.

Оценив результат, решили пойти дальше и включить в систему предрейсовой проверки предприятия, автопарк которых в основном состоит из тракторов, - совхозы и колхозы. Через некоторое время брянский опыт распространили на всю страну.

Для личного состава ввели «талоны культуры». Каждому сотруднику ГАИ выдавалось удостоверение, где за любой недочёт делалась компостерная засечка: будь то нарушение формы одежды, опоздание или обоснованная жалоба граждан. Так по итогам года выявлялись отличники службы.

- Узнав о подобной инициативе, - рассказывает Виталий Иванович, - в Брянск примчался первый заместитель министра внутренних дел СССР Юрий Чурбанов и раскритиковал наше, как он выразился, дырокольство. Кричал, что мы нарушаем права сотрудников. Хотя потом изменил решение и предложил использовать наш опыт в масштабах страны. А в конце 1970-х мы построили в Брянске детский автогородок, который на всесоюзном конкурсе занял второе место.

Детский автогородок занял второе место на всесоюзном конкурсеДетский автогородок занял второе место на всесоюзном конкурсе

Первыми в регионе начали внедрять пятилетние программы по безопасности дорожного движения. В плане было указано, где за этот период следует построить мосты, отремонтировать проезжие части, сделать объездные пути, внедрить предрейсовый осмотр. Также местные автоинспекторы начали проводить анализы ДТП и издавать их книжными тиражами, а ещё изучать общественное мнение. Делалось это не для отчётов, а чтобы выяснить, что беспокоит автолюбителей в работе ГАИ, как устранить выявленные проблемы.

- Как-то к нам приехал корреспондент журнала «За рулём», чтобы разобраться, почему от местных водителей не поступают жалобы в их издание, - вспоминает полковник милиции в отставке Разумный. - Из других регионов мешками приходят письма, а из Брянской области ничего! Неделю журналист ездил со мной: и пункты предрейсового осмотра мы посетили, и дороги все исколесили, и на автотранспортных предприятиях побывали. В конце концов в журнале появилась статья «С пониманием и доброжелательностью».

Отдыхать некогда!

Виталий Иванович давно в отставке. Только вот характером природа его наделила таким, что и на пенсии не успокаивается. Всё время что-то придумывает, предлагает решения проблемы обеспечения безопасности дорожного движения. Да и как бросить дело, которому служил практически всю жизнь!

- Думаю, стоит убрать с дороги инспекторов, заменить их современными техническими средствами, - делится мыслями Виталий Разумный. - Во-первых, это позволит повысить объективность в принятии решений. Во-вторых, появится гораздо больший человеческий потенциал для иных функций - воспитательных, контролирующих. На мой взгляд, сегодня в большей степени нужно заниматься организацией дорожного движения, созданием условий для безопасности и внедрением технических средств. Что касается конкретных мер, то необходимо больше дублирующих дорог, подземных и надземных пешеходных переходов. Не стоит полагаться исключительно на добропорядочность водителя, важно создать комфортную среду, максимально исключающую возможность правонарушений.

Опыт брянской ГАИ использовался в масштабах страныОпыт брянской ГАИ использовался в масштабах страны

Вернуться в раздел

Читайте также

Милицейская волна