1171

Первые сто лет: как это было

АВТОР: Елена Кузнецова
Первые сто лет: как это было
ФОТО: Антона Полынова и из архива Объединённой редакции МВД России / Коллектив журнала «Полиция России» сегодня

Журнал «Полиция России» отмечает вековой юбилей. Дожить до такого солидного возраста - уже само по себе достижение для любого издания. Ведь это свидетельствует прежде всего о его востребованности и уникальности. Многие годы ведомственное СМИ фактически являлось единственным в стране, которое не только освещало деятельность сотрудников органов внутренних дел, но и служило для самих стражей правопорядка источником полезной информации, помощником и в какой-то степени защитником и справедливым критиком. Сегодня, держа в руках свежий номер «Полиции России», мы видим, что юбиляр в отличной форме. Современный дизайн и всегда актуальное содержание позволяют творческому коллективу редакции поддерживать на высоком уровне интерес читателей, уверенно открывая новые страницы своей биографии.

Нашли предшественника… в библиотеке

Кто-то, может, задастся вопросом: а почему, собственно, журнал отсчитывает свою историю лишь с 1922 года? Ведь в царской России выходил «Вестник полиции» и другие периодические издания криминальной направленности. Но, как известно, судьба их организаторов после 1917-го сложилась весьма драматично. Под безжалостный нож революционных реформаторов попало всё, что было связано с прошлой жизнью, а полицейский корпус подвергся демонизации.

Неудивительно, что в 1965-м, когда решили установить предшественника «Советской милиции», сотруднику редакции Сергею Швыдкину дали поручение: «не копать» слишком глубоко. Отправляясь в библиотеку имени Ленина изучать этот вопрос, он ориентировался на издания первых лет советской власти. Тогда выходило множество «однодневок», освещавших работу НКВД. Профильным же журналом, целиком посвящённым деятельности ведомства, был только один - «Рабоче-крестьянская милиция». Первый его номер вышел в ноябре 1922 года.

Путь длиною в 100 лет: от «Рабоче-крестьянской милиции» до «Полиции России»Путь длиною в 100 лет: от «Рабоче-крестьянской милиции» до «Полиции России»

В высоких партийных кабинетах приняли решение считать эту дату днём рождения «Советской милиции» как полноправной преемницы послереволюционного издания, так как по духу и содержанию они были близки. «Рабоче-крестьянская милиция» призывала стражей правопорядка вести решительную борьбу со всем старым и отжившим, с тем, что мешало строить новое социалистическое общество.

О том, какое большое значение придавало журналу руководство НКВД в те далёкие годы, свидетельствует уже то, что его редактором был назначен начальник политсекретариата Главмилиции Фёдор Петров, член партии с 1896 года, имевший опыт редактирования нелегальной «Солдатской правды» и работы в качестве министра внутренних дел Дальневосточной Республики.

При нём не только печатались политические материалы, но и широко, с привлечением лучших специалистов освещались профессиональные проблемы, состояние преступности в стране.

Вскоре после ухода Петрова, которого партия «перебросила» на другое направление, журнал перестаёт быть чисто милицейским. Уже в марте 1923 года он вышел под расплывчатым названием «Новый путь». Через два номера, правда, по настоятельным просьбам читателей ему было возвращено прежнее название. В январе 1925-го на обложке появилось новое «имя» - «Административный вестник», орган НКВД, а не Главмилиции. Издание постепенно переродилось в своего рода официальный бюллетень, передающий директивы руководящим кадрам на местах. В таком виде оно просуществовало до сентября 1930 года, скорее всего, не удовлетворяя интересы читателей. А с ликвидацией НКВД РСФСР и вовсе прекратило существование.

Эволюция человечности

Спустя четверть века, в 1955-м, увидел свет первый номер обновлённого ведомственного журнала под названием «Советская милиция». Он являлся органом Главного управления милиции МВД СССР.

В ту пору завершилось восстановление советских городов, разрушенных в годы Великой Отечественной войны. Закончился очередной раунд борьбы за власть в высшем партийном руководстве. В 1956-м прошёл знаменитый ХХ съезд КПСС, на котором Никита Хрущёв выступил с докладом о развенчании культа личности Сталина. Началась перезагрузка всех сфер жизнедеятельности страны. Её назовут оттепелью по одноимённой повести Ильи Эренбурга, давшей неофициальное название десятилетнему периоду в истории Советского Союза.

Наполненный энергией перемен, журнал был ориентирован на широкого читателя. О людях и для людей - так, наверное, можно сформулировать основной принцип, по которому строилась работа редакции. И его поддержали читатели. Первоначальный тираж долгожданного ежемесячника составил 40 тысяч экземпляров. Он рассылался в партийные, общественные и творческие организации, и вскоре о нём заговорила вся Москва.

Милиция обрадовалась возможности показать своих сотрудников, работу без сдерживающих рамок. Попасть на страницы журнала в качестве положительного героя часто значило повышение по службе. А общественность с интересом стала всматриваться: кто же это там в застёгнутом мундире?

- Мы работали с неким романтическим флёром. Чувствовали себя как бы миссионерами: надо рассказать народу, какие это замечательные люди - работники милиции, - делился в своих воспоминаниях первый ответственный секретарь «Советской милиции» (1955-1959) Юрий Комаров. - Журналисты начали ездить в глубинку, где их встречали с радостью и благодарностью. Ведь до этого неизбалованные вниманием печати милиционеры вдруг получили свой журнал. Одни становятся его читателями, другие - героями публикаций, третьи - авторами. А кто-то критиками или сотрудниками.

В «Советской милиции» активно публиковались материалы, где были показаны службы, имеющие значение для повседневной жизни людей: освещалась деятельность паспортных столов, участковых и инспекторов по делам несовершеннолетних. Также активно использовались фотографии сотрудников милиции, беседующих с гражданами, причём не в служебном кабинете, а на улице, на производстве, в местах досуга, а также в семейной обстановке: провожающих детей в школу или обнимающих после возвращения со службы. А в материалах их представляли не просто солдатами правопорядка, а обычными людьми, которые берут книги для чтения в библиотеке, участвуют в самодеятельности, имеют хобби - пишут картины или выращивают цветы.

Советские классики и королева детектива

В редакцию всегда тянулись поэты и писатели, которым предоставлялась возможность публиковать свои произведения. По сути, это были эксклюзивы, с которыми в числе первых знакомились именно читатели журнала. Уже в первом номере вышел текст «Песни милиции» Сергея Михалкова. В следующий раз классик предоставил для публикации стихотворение «Дядя Стёпа и Егор» из поэтической пенталогии для детей. Оно появилось в мартовском номере «Советской милиции» за 1969 год. Получается, Михалков был давним автором журнала.

Однажды поэт позвонил в редакцию со словами: «У меня на примете есть молодой очеркист, он может быть вам полезен». А спустя несколько дней сам привёл в редакцию немного смущавшегося молодого человека с окладистой бородой под Хемингуэя.

«Это Юлик», - так представил протеже Сергей Владимирович и попросил, чтобы начинающему литератору, который хочет писать о милиции, дали направление на Петровку, 38. Каким писателем стал Юлиан Семёнов - все знают.

В 1967 году на страницах издания увидел свет первый роман братьев Вайнеров «Часы для мистера Келли». А в новогоднем номере 1969-го подписчики прочитали их повесть «Я, следователь…». Спустя два года в журнале начали печатать новое художественное произведение талантливых авторов «Визит к Минотавру», за которым охотились тысячи книгочеев.

В журнале опубликовали «Шаг в сторону» Аркадия Адамова, повесть об участковом «Самый последний день» Бориса Васильева. По последней вскоре был снят одноимённый фильм с Михаилом Ульяновым в главной роли.

Юрий Герман - мастер хлёстко закрученного сюжета - пожелал напечатать роман «Один год» именно в издании «Советская милиция», считая, что оно полезно, принципиально и делается с душой.

На страницах журнала родился и литературный псевдоним «Александра Маринина». Всё началось в 1991-1992 годах, когда сотрудница Академии управления МВД СССР майор милиции Марина Алексеева (настоящее имя писательницы. - Прим. авт.) совместно с коллегой Александром Горкиным вели на страницах издания регулярную рубрику «Школа безопасности». Почувствовав вкус к творческому процессу, тандем замахнулся на художественное произведение. Так родилась повесть «Шестикрылый Серафим».

Саша и Марина решили выступить под общим псевдонимом - производным из их имён. Честно говоря, опубликовать никому не известного автора Александру Маринину в журнале, имеющем огромную популярность, было делом довольно рискованным. У редколлегии возникли сомнения. После долгих дискуссий решающим стал аргумент: «Возможно, перед нами произведение будущего известного писателя, а мы упустим шанс стать первым изданием, которое его заметило». Не упустили!

- До последнего не верилось, что это возможно, но тем не менее осенью 1992 года наше во многом неумелое произведение увидело свет, - рассказывала уже получившая признание как писатель Маринина в одном из интервью. - Сотрудничество с журналом на этом не закончилось. На следующий год захотелось написать что-то самой. В своём первом детективе «Стечение обстоятельств» я и придумала Анастасию Каменскую. Пошла к ответственному секретарю редакции Александру Алексееву и робко попросила: «Посмотри, пожалуйста, это на что-нибудь сгодится?» Через очень короткое время он перезвонил и сказал: «Знаешь, у тебя есть способности, не бросай это дело. Мы опубликуем в трёх осенних номерах, а ты давай пиши дальше». Я очень обрадовалась. Через год в отпуске написала ещё одну вещь, которую снова опубликовали. Потом мне позвонили из издательства, с которым сотрудничаю и по сей день. Но всегда вспоминаю журнал с огромной благодарностью и теплотой.

Перестроились, но не «пожелтели»

В конце прошлого века, во время глобальных перемен, страну лихорадило. В разгаре перестройки и лихие 90-е некоторые журналисты с болезненным азартом расхватывали материалы со сведениями о злоупотреблениях сотрудников милиции, а информацию об успехах в борьбе с преступностью с равнодушием отвергали, как будто целенаправленно искали компромат.

Перед журналом «Советская милиция» остро встала задача правдивого и объективного освещения. Необходимо было готовить взвешенные статьи, аргументируя свою точку зрения. Наступило время для ярких очерков, репортажей и расследований.

На этом этапе стало чувствоваться, что информационный потенциал ведомственного издания не может в полной мере удовлетворить потребности читателей. Вскоре по инициативе главного редактора Андрея Черненко, который возглавил журнал в 1989 году, в качестве приложения к «Советской милиции» начала выходить ежемесячная газета «Щит и меч». Этому человеку мы обязаны и рождением Объединённой редакции МВД, о создании которой он лично ходатайствовал перед министром внутренних дел СССР.

- Редактор заворожил нас умопомрачительными идеями и перспективами, - вспоминает журналист Лариса Асаулова, четверть века отдавшая редакции. - Мы в душе обмирали, когда Андрей Григорьевич «свистал всех наверх», задаваясь вопросом: что на этот раз поручит?

Редакцию во все времена отличали творческая атмосфера и доброе чувство юмораРедакцию во все времена отличали творческая атмосфера и доброе чувство юмора

Работать в те годы, по воспоминаниям старожилов, было очень интересно. Коллектив редакции отличался высоким профессионализмом и творческим задором. Николай Сальников, Юрий Дойников, Геннадий Мельник, Лариса Асаулова, Татьяна Колганова, Вячеслав Таранченков, Виктор Лыков, Александр Шарапов, Лев Фишер - эти блестящие журналисты внесли немалый вклад в развитие ведомственной печати. На их материалах училось как искусству слова, так и умению использовать его, отстаивая свою позицию, молодое поколение сотрудников. Когда-то среди них была и заместитель главного редактора «Полиции России» подполковник внутренней службы Елена Королькова.

- Нашу редакцию всегда отличали особая творческая атмосфера, бережное, чуткое отношение к чужим статьям, взаимопомощь и доброе чувство юмора, - делится она. - А ещё успеху издания способствовала вовлечённость высоких милицейских руководителей, практиков в обсуждение тем для будущих публикаций, что, без сомнения, обеспечивало наполнение журнала актуальным содержанием и помогало делать его на высоком профессиональном уровне.

Раз в месяц к зданию редакции, по словам опытного журналиста, съезжались чёрные «Волги»: члены редколлегии собирались, чтобы высказать своё мнение по статьям, которые им рассылались заранее, и обозначить новые темы. Зачастую в кабинете главного редактора кипели жаркие дискуссии.

В дни испытаний

Как водится, в трудные времена рождались новые герои публикаций. В период катастрофы в Чернобыле журнал рассказывал о пожарных и милиционерах, которые первыми приступили к ликвидации последствий аварии на атомной станции.

Ещё один экзамен на стойкость и профессионализм довелось выдержать стражам правопорядка в конце лета этого же 1986 года. О трагедии, случившейся с пассажирским лайнером «Адмирал Нахимов», СМИ писали много. В основном о тех, кто принимал непосредственное участие в спасении пострадавших, в поисковых работах - моряках, медиках, водолазах, пограничниках. А вот сотрудники милиции, которые организовывали регистрацию и размещение пострадавших, намечали маршруты движения автотранспорта, обеспечивали безопасность движения, составляли списки спасённых детей, успокаивали обезумевших от горя и стресса людей, оставались в тени. И только ведомственный журнал решил исправить такую несправедливость и стал рассказывать читателям об этой непростой рутинной деятельности, осуществлявшейся практически без отдыха до тех пор, пока не спала напряжённость.

После землетрясения в Армении в 1988 году корреспонденты «Советской милиции» побывали в разрушенном Спитаке. Благодаря этому читатели узнали о сотрудниках органов внутренних дел, спасавших, рискуя жизнью, людей из развалин, обеспечивавших доставку в зону бедствия всего необходимого.

Немало мужества потребовала от стражей правопорядка начавшаяся операция по восстановлению конституционного порядка на Северном Кавказе. Это было время, когда в неспокойный регион журналисты всех изданий Объединённой редакции отправлялись один за другим в составе групп, формируемых из числа сотрудников центрального аппарата МВД России.

- Меня и коллегу, фотокорреспондента одного из московских изданий, прикрепили к временному отделу милиции в Шалинском районе, - вспоминает командировку главный редактор журнала «Милиция» (1997-2002) полковник внутренней службы в отставке Анатолий Азаров. - Каждый день выезжали вместе с милиционерами на операции, старались вникнуть в происходящее, всё запечатлеть, чтобы по возвращении описать увиденное в своих изданиях. Здесь мы столкнулись со всеми жестокими проявлениями войны. Помню, когда были в Грозном, там подорвали автомобиль с журналистом. Моя мама, услышав об этом в теленовостях, успокоилась, только когда я ей позвонил…

С любимыми не расставайтесь

Каждое поколение задаёт прошлому собственные вопросы, ориентируясь на достижения предшественников. Готовясь к юбилею, коллектив «Полиции России» дополнительно изучал историю журнала, при этом открывал много новых, ранее неизвестных страниц. Интересными фактами и рассказами о самых ярких периодах в жизни редакции он делился с читателями с начала юбилейного года.

У издания, безусловно, богатое прошлое. А чем живёт творческий коллектив сегодня, какие строит планы?

- Несмотря на весьма почтенный возраст, мы постоянно развиваемся, - говорит главный редактор «Полиции России» полковник внутренней службы Дмитрий Дубцов. - Стремимся жить чаяниями, интересами стражей правопорядка. Не перестаём искать новые подходы к освещению данных тем. При этом чётко понимаем, что подавляющее большинство читателей - это сотрудники органов внутренних дел, профессионалы, практики.

И для того чтобы быть в курсе того, что их волнует, журналистам необходимо постоянно бывать на «земле», дышать с ними одним воздухом, жить одной жизнью. Стараемся быть достойными продолжателями традиций издания, работать как минимум не хуже предшественников. К слову, у них не было таких технических возможностей, какие есть у нас. При этом мы используем передовые наработки в издательском деле, отслеживаем современные тенденции в оформлении и подаче материалов. Только за последние пять лет дважды меняли дизайн журнала. Надеюсь, у печатных изданий есть будущее, они останутся востребованы даже при наличии электронных версий.

…Газета «Щит и меч» поздравляет коллег со знаменательной датой. А ещё с признанием их заслуг в области информации и массовых коммуникаций: по итогам этого года коллектив редакции удостоился звания лауреата премии МВД России за объективное освещение деятельности органов внутренних дел в средствах массовой информации. Желаем «Полиции России» оставаться одним из самых читаемых и любимых изданий.

За столетнюю историю происходили и взлёты -  когда, к примеру, в 1989-м из-за открытия подписки для населения популярность журнала побила все рекорды, и периоды забвения - с 1930 по 1955 год целое поколение советских людей было лишено возможности узнавать новости о деятельности милиции из периодической печати.

***

Так случилось, что журналу много раз довелось менять название. В 1991 году с крушением Советского Союза с обложки исчезло слово «советская» - издание стало именоваться просто «Милиция». А в апреле 2011-го в связи с реформированием МВД подписчики получили обновлённый журнал «Полиция России».

Вернуться в раздел
Милицейская волна