Синхронный полёт НЕБОжителей

В этом году пилотажные группы «Стрижи» и «Русские витязи» отмечают 30-летие. Вообще, задача истребителей - завоёвывать превосходство в воздухе, прикрывать войска и объекты тыла. Но в 1991 году в нашей стране для них нашли дополнительное поприще - демонстрировать одиночный и групповой пилотаж. В умелых руках лётчиков многотонные истребители превращаются в объект искусства. У иностранцев этот факт до сих пор вызывает не только уважение, но и удивление. Дело в том, что на самолётах класса «тяжёлый истребитель» высший пилотаж, кроме россиян, не делает больше никто в мире.
Серьёзная база
Сегодня «Стрижи» и «Русские витязи» входят в состав 237-го Центра показа авиационной техники (ЦПАТ) Министерства обороны России и дислоцируются на подмосковной авиабазе Кубинка. Место это, кроме всего прочего, известно тем, что на завершающем этапе Великой Отечественной войны там располагался 234-й гвардейский истребительный авиационный полк. За свой профессионализм его лётчики получили право вести воздушный бой с противником методом «свободной охоты». Больше таких привилегий ни у кого из военных авиаторов Красной армии не было.
После войны военнослужащие полка участвовали в воздушных парадах над Красной площадью. А ещё выступали во время дружеских визитов в Швецию, Францию, Финляндию. В 1989 году полк расформировали и на его базе на том же аэродроме Кубинка создали 237-й Центр показа авиационной техники имени И.Н. Кожедуба. Кроме выполнения повседневных служебных обязанностей, на личный состав подразделения легла задача демонстрировать высший пилотаж на боевых самолётах в России и за рубежом, тем самым показывая возможности отечественной техники. В 1991 году пилотажные группы получили название и фирменную окраску. Кстати, помимо «Русских витязей» и «Стрижей», тогда появились ещё и выступающие на штурмовиках Су-25 «Небесные гусары». Но необходимость в последних со временем отпала.
Машины нового поколения
Сегодня пилоты обеих групп демонстрируют мастерство на серийных боевых истребителях российского производства марки Су и МиГ. На таких же летают лётчики в строевых частях. Так, на вооружении «Витязей» стоят сверхманёвренные Су-35 и Су-30 СМ. Эти самолёты внешне хоть и похожи на Су-27, на котором лётчики выступали раньше, но в сущности же представляют из себя машины нового поколения 4+ и 4++. В них стоят двигатели с управляемым вектором тяги, которые придают воздушному судну феноменальную манёвренность в небе. Подобную технику никто больше в мире не делает.
Фигура «Роспуск»
Ещё из особенностей новых машин: теперь вместо одного во время полёта в кабине находятся два члена экипажа: пилот и штурман. Новшество позволяет применять самолёт эффективнее, так как штурман берёт на себя часть лётной работы, связанной с вооружением и навигацией.
Что касается «Стрижей», то они выступают на более лёгких по сравнению с Су-35 фронтовых истребителях МиГ-29.
Суперпрофи
Пилоты годами оттачивают мастерство. Это элита военной авиации. Чтобы влиться в состав пилотажников, нужно, как сказали бы в полиции, сперва послужить на «земле», ну а в их случае - полетать в строевых частях, встать как следует на крыло. Только после этого у кандидата появляется перспектива оказаться в Кубинке. Затем лётчику предстоит сдать ряд экзаменов по теории и практике пилотирования, пройти собеседование. Обращают внимание и на его морально-нравственные качества. Если человеку удалось попасть в группу, то для него снова начинается пора учёбы.
Сам он в первый раз поднялся в небо в 15 лет, будучи учеником Челябинской общеобразовательной школы-интерната с первоначальной лётной подготовкой. После окончания краснодарского Высшего военного училища лётчиков остался там же инструктором. И только потом оказался в «Стрижах», где служит уже 11 лет.
Командир звена АГВП «Стрижи» впервые поднялся в небо в 15 лет
- Летать в группе для меня почётно. Это если не предел, то, по крайней мере, тот уровень, к которому нужно стремиться каждому пилоту, - отмечает гвардии майор.
Нам довелось присутствовать на тренировке пилотажных групп и лично засвидетельствовать выносливость наших военных пилотов. В этот день у них состоялось сразу три вылета. Каждый длился по три часа. И тем не менее со стороны офицеры казались бодрыми, словно летали подзарядиться энергией от Солнца. После приземления они неспешно разбирали выполнение фигур, затем шли немного отдохнуть и вновь взмывали в небо. При этом шутили, что «сон и питание - основа летания».
- Групповой и одиночный пилотаж по характеру исполнения кардинально отличается. Находясь в строю, ты должен управлять машиной очень плавно, чтобы не задеть никого крылом. Это держит в напряжении. Одиночный пилотаж предполагает полёт на полных оборотах двигателя, в режиме форсаж, но там управление более энергичное и ты один, поэтому нет такого сильного психологического давления, - поясняет Дмитрий Косоруков.
Им везде рады
Надо ли говорить, что истребители - желанные гости на любом празднике: рок-фестивале, форуме «Армия», Международном авиационно-космическом салоне МАКС, Дне города, Дне республики. Недавно участники авиационной группы высшего пилотажа Военно-воздушных сил России «Стрижи» впервые побывали в Кемеровской области, где выступили в рамках празднования 300-летия Кузбасса. По словам Косорукова, встречали пилотов очень тепло. Офицеры даже подружились с местными транспортными полицейскими, которые обеспечивали безопасность в Международном аэропорту Кемерова «Алексей Леонов».
- Для нас это была большая честь и одновременно колоссальная ответственность, с которой личный состав достойно справился, - рассказывает Александр Гофман. - А своеобразной наградой сотрудникам стало шоу, которое продемонстрировала авиационная группа «Стрижи». Очень приятно, что нам, транспортным полицейским, удалось познакомиться и пообщаться с легендарными лётчиками.
Такое, - улыбается начальник Кузбасской транспортной полиции, - пожалуй, случается один раз в триста лет.
Шоу для полицейских
Семь бело-сине-красных истребителей МиГ-29 приземлились на кемеровском аэродроме за несколько дней до праздничного полёта. Пилоты и техники почти всё время проводили в аэропорту, готовясь к выступлению. Разместились авиаторы по соседству с транспортными полицейскими. Стражи правопорядка с уважением поглядывали на профессионалов, а в день авиашоу приветствовали лётчиков на перроне аэродрома.
Шесть МиГов выстроились в небе в пилотажном порядке «Пирамида» и показали фигуру «Роспуск»: синхронно разошлись в разные стороны, оставляя дымный след. Этот подарок пилоты сделали специально для работников аэропорта и транспортных полицейских, которые были на дежурстве и не могли полюбоваться шоу вместе с другими кемеровчанами.
После приземления стражи правопорядка поспешили на стоянку самолётов, чтобы поблагодарить лётчиков. В воздушную гавань также приехал ветеран Кузбасского ЛУ МВД России, известный кузбасский фотограф Игорь Беляев. Он снял выступление авиагруппы во время тренировочных полётов и сделал несколько наземных кадров истребителей.
Пилоты по завершении шоу - ведь у них есть своя примета - не делать фото до полётов
Лётчиков со своими коллегами Игорь Беляев сфотографировал вечером по завершении главного шоу праздника, ведь у пилотов есть своя примета - не делать фото до полётов. Тогда же авиаторы успели пообщаться с транспортными полицейскими.
Привет родным краям
- Пилоты и техники авиационной группы очень открытые люди, - рассказывает старший оперативный дежурный ЛоП в аэропорту Кемерова Артур Шарифулин, - они поделились своими впечатлениями от Кузбасса, ответили на наши вопросы об особенностях пилотирования истребителей. Было вдвойне приятно познакомиться с командиром «Стрижей» Денисом Кузнецовым, ведь он тоже родом из Кемеровской области, из города Юрги. В такие моменты сердце переполняется гордостью за наш регион, который даёт стране и миру таких профессионалов высочайшего класса, замечательных людей.

Кстати, гвардии подполковник Кузнецов по прибытии в Кемеровскую область внёс небольшую корректировку в маршрут тренировочных полётов, чтобы пролететь над Юргой. Таким образом Денис Анатольевич поздравил родной город и его жителей с праздником.
Перед возвращением «Стрижей» на авиабазу в Кубинку транспортные полицейские ещё раз горячо поблагодарили пилотов за мастерство и радость, которые они подарили своим визитом. На память стражи правопорядка вручили авиагруппе коллаж из фотоснимков, сделанных Игорем Беляевым.
Когда «Стрижи» выезжали со стоянки на лётное поле, полицейские попрощались с ними, отдав воинское приветствие. Пилоты ответили тем же. Фотограф успел запечатлеть этот момент.
Вернуться в раздел
Читайте также
