1700

Я снимаю жизнь!

АВТОР: Елена Кузнецова
ФОТО: из личного архива Леонида Веденова

Ему интересно всё: люди, события, города, природа, братья наши меньшие. Поэтому фотографии генерал-лейтенанта полиции Леонида Веденова - это целый мир, в котором можно бродить по узким улочкам Европы, оказаться в чаще русского леса, гордо шагать на Параде Победы в Москве, любоваться лунной дорожкой на морской глади, парить на высоте птичьего полёта над куполами церквей и умиляться непосредственности ребёнка… Своему увлечению первый заместитель начальника ГУОООП МВД России посвящает почти всё своё свободное время.

Как стать фотомиллионером

Веденов занимается фотографией более 20 лет и достиг в этом деле мастерства, которое признают профессионалы. Леонид Владимирович неоднократно становился лауреатом международных выставок. Сегодня в его фотобанке почти миллион снимков самого разного жанра. Себя же он считает стрит-фотографом, так как старается запечатлеть на камеру всё, за что цепляется взгляд: архитектуру, красоту, которую дарит нам природа, харизматичных прохожих, забавные уличные сценки…

Откуда же у генерал-лейтенанта полиции такая любовь к фотографии?

- Я и сам такой вопрос себе стал задавать, когда понял, что это не просто интерес, а желание развиваться и совершенствоваться в этой области, - говорит Леонид Владимирович. - Мой папа и его брат увлекались фотографией. Снимали на любительскую камеру, в основном для семейного альбома. Когда я достиг школьного возраста, отец стал меня тоже привлекать к этому процессу. Помню, как вместе фотографировали и проявляли плёнку. Жаль, что в юности я не очень бережно относился к негативам, многие не сохранились. Но по тем редким фото, сделанным мною в детстве, могу судить, что лет с 10-12 по композиции и сюжетной линии они были выстроены правильно.

Что и как снимать, школьник Лео­нид Веденов улавливал на интуитивном уровне. А техническим тонкостям фотографирования учился по книгам. Хотя строго правилам «золотого сечения» и другим профессиональным приёмам следовал не всегда. И сегодня выстраивает кадр, доверясь своим ощущениям. Видимо, с генами ему передалось особое чутьё, которому нельзя научиться.

- Однажды случайно мне попался справочник по фотографии 1959 года издания Алексея Веденова. Почти уверен, что он из наших родственников, - вспоминает мой собеседник. - Веденовы - редкая фамилия. Её корни - с Северного Кавказа. Недалеко от Владикавказа есть станица Архонская, где проживают представители терского казачества. Мои родные тоже из этих мест. Позже они перебрались в столицу. Я появился на свет уже в Москве.

С любовью к столице

Многие годы фотохудожник в погонах ведёт проект, который посвящён Москве. Снимает архитектуру, людей, делает репортажные снимки. Некоторые зимние виды столицы с вечерними огнями получились такими яркими, сочными, словно новогодние открытки в стиле 60-70-х годов прошлого столетия.

- Когда проезжаю по Первопрестольной на автомобиле по служебным делам, нередко делаю заметки: вот здесь интересный вид, там свет ложится хорошо, - признаётся наш герой. - И через некоторое время возвращаюсь к этому месту уже с фотокамерой.

Многие годы Веденов старается не пропускать репетиции Парада Победы на Красной площади. Для фотосессии выбирает разные точки съёмки, ракурсы. Есть фото со стороны Манежной площади, Мавзолея, Васильевского спуска, Москворецкого и Большого каменного мостов.

Но особенно, по признанию фотохудожника, ему нравится фиксировать на камеру моменты после парада. Люди ещё долго не расходятся. Ветераны общаются друг с другом, журналисты берут у них интервью. В общем, получается живая картинка. Наблюдательность, которая развилась у Леонида Веденова благодаря профессии правоохранителя, не позволяет проходить мимо того, что другим покажется малозначительным, не представляющим интереса.

- Как-то раз, снимая в Парке Горького, в своём «телевике» увидел, как две девушки, сидя прямо на асфальте, увлечённо фотографируются, - рассказывает Леонид Владимирович. - Тем не менее они заметили, что я за ними наблюдаю, и заулыбались. Это для меня стало знаком: дамы не против, чтобы я их сфотографировал. Снимок этой уличной сценки неожиданно для меня завоевал призовое место в одной из номинаций XII Международной выставки-конкурса современного искусства.

Выхожу я на «охоту»

Что только не сделает фото­художник для эффектного кадра! Однажды Леонид Владимирович пробирался сквозь сугробы ради того, чтобы заснять… веточки подмороженной травы.

- Этот объект я заметил недалеко от своего дома в подмосковной деревне Бисерово, - рассказывает Веденов.- Уж очень благородно, на мой взгляд, смотрелись травинки ранним зимним утром. Дождался «правильного» света и направился к ним. Но идти почти по пояс в снегу с багажом фототехники было непросто. В итоге сбросил с себя рюкзак и куртку. Не помню уже, сколько колдовал с фотокамерой - увлёкшись процессом, даже не ощущал холода. Потом несколько дней провалялся с простудой. Зато этот кадр теперь один из моих любимых.

Леонида Владимировича нередко приглашают на охоту. Но он принципиален: в животных не стреляет. А вот с фоторужьём готов отправиться на дикую природу. Интересный случай с братьями нашими меньшими произошёл в лесу под Воронежем.

- Подходит ко мне егерь частного охотничьего хозяйства и таким заговорщическим шёпотом говорит: смотри, не упусти, там в метрах двухстах от нас редкие пятнистые олени ходят, - вспоминает о своём приключении Леонид Владимирович. - Действительно, в объектив вижу красивейшего самца, а недалеко - его подругу. Приближаюсь к животным: не уходят, хотя замечают меня. Тогда рискнул сократить дистанцию, потом ещё... Так я оказался совсем рядом с пятнистой парочкой - метрах в двадцати. Самец мне даже попозировал: то этим боком повернётся, то другим. А потом неторопливо и грациозно удалился. Помню, тогда егерь долго удивлялся, как такие осторожные и пугливые животные позволили человеку подойти к ним на близкое расстояние. Видно, олени почувствовали, что я без оружия и ничего плохого им не сделаю.

В этот день Веденову ещё удалось поймать на фотокамеру стайку косуль, напомнивших ему девчонок-студенток: такие же тоненькие и любознательные. Одна особь даже выгнула шею, чтобы из-за спины подруги разглядеть: мол, кто ещё там нами интересуется? В кадре этот пытливый взгляд хорошо видно. А колоритное фото снегиря напоминает другой эпизод «охоты» - уже рядом с домом.

- Однажды увидел в окно, как на куст сирени прилетела стайка снегирей, - вспоминает Веденов. - Видимо, птиц привлекли сухие семена. Сидят себе, греются на солнышке. Я рванул к ним с фотокамерой. Пока добежал, разлетелись. Расстроился, что упустил красавцев. И уже решил домой пойти, как смотрю: вернулись хлопчики. Расселись по веточкам и не улетали, пока фотосессия не закончилась. Кстати, один из отобранных мною снимков снегиря по инициативе моих друзей попал на почтовый конверт и разошёлся по всем уголкам страны.

Зона свободного полёта

Как любому творческому человеку, Леониду Веденову важна реакция зрителей на его работы. Ему всегда хотелось узнать объективное мнение как простых людей, так и настоящих ценителей искусства. Чтобы без лести, искренне высказались о том, что думают о фотографиях. Один раз такой случай представился в кабинете выдающегося художника и скульптора Церетели.

- Я принёс снимков семь-восемь мэтру, чтобы он поставил свой автограф, - рассказывает об этом эпизоде генерал-лейтенант полиции. - Разложил на столе. Сел в сторонку и жду Зураба Константиновича. А тут, видимо, какое-то совещание намечалось. Заходят академики, видят снимки на столе, начинают их рассматривать и обсуждать. Услышал я тогда разные мнения о своих фото, в основном положительные, но были и довольно критичные замечания. Когда невольные эксперты узнали, что автор сидит перед ними, тут уже зазвучала исключительно похвала. А жаль…

С работами фотохудожника могли познакомиться его коллеги. Экспозиция из 80 снимков была развёрнута в МВД России, в коридорах главка, где он трудится. Благодаря ей работы полицейского увидела и более широкая аудитория. Дело в том, что одна из сотрудниц министерства, узнав о предстоящей международной фотовыставке в Москве, в которой могли поучаствовать и фотографы-любители, настояла на том, чтобы Леонид Владимирович представил на конкурсный отбор и свои фото. И даже взяла на себя организационные моменты.

- Я даже не отбирал снимки для выставки, - говорит собеседник. - Был удивлён, что один из них занял призовое место.

Но, по словам генерал-лейтенанта полиции, цели самоутвердиться в качестве фотохудожника у него никогда не стояло. Ему нравится сам процесс, который он освоил от а до я: не только съёмку, но и обработку, и печатание снимков. Человеку, работа которого строго ограничена регламентами, порядком и жёсткой дисциплиной, творчество даёт определённую степень свободы.

- В фотографии я сам устанавливаю правила и при желании могу их нарушить, - говорит Леонид Веденов. - Занимаюсь этим для себя. Но если моё видение мира близко ещё кому-то, если снимок нравится людям, то радуюсь и вдохновляюсь. Это для меня такая зона свободного полёта. Кстати, одна из моих персональных выставок так и называлась.

Всё ещё впереди

По словам Леонида Владимировича, 80 % свободного времени он посвящает увлечению. Домочадцы знают: если глава семьи берёт камеру, они его надолго «потеряют». Хотя Веденов считает себя фотографом-любителем, давно уже снимает профессиональной аппаратурой.

Как и во всём по жизни, так и в фотографии он старается сделать свою работу по высшему разряду. Может часами добиваться нужного кадра. Иногда в корзину десятками летят неидеальные, на его взгляд, не передающие желаемую цветовую гамму, композицию снимки. Перфекционизм во много формировал его профессиональный путь. Веденов был лучшим студентом на кафедре технического университета имени Баумана, окончил вуз с красным дипломом. Казалось бы, инженерное образование открывало ему совсем другие перспективы. Но после службы в армии по комсомольской путёвке его направили в правоохранительные органы. Какое-то время Леонид служил в уголовном розыске. Получил высшее юридическое образование. Исполнительный и перспективный сотрудник стал быстро подниматься по карьерной лестнице. За время службы в органах внутренних дел Леонид Веденов удостоен многих наград, среди которых орден Почёта.

- Я не стремился сделать карьеру, просто не умею работать на троечку, - говорит герой. - Стремление выполнить порученное дело на отлично позволило мне достигнуть на профессиональном поприще, пожалуй, главного, что желал, - признание коллегами статуса мастера своего дела, авторитета в профессии.

А вот путь к вершинам фотоискусства ещё не пройден.

- Сегодня в «цифре» я себя чувствую как рыба в воде, - признаётся Леонид Веденов, - но до плёнки ещё не дорос. Здесь нужно особое мастерство. У меня дома лежит топовая модель плёночного фотоаппарата. Такая техника для меня пока на уровне фетиша - работать с ней не решаюсь. Надеюсь, придёт время, когда я её освою. Все долгие годы, что занимаюсь фотографией, многому учусь. Мне посчастливилось наблюдать за работой Георгия Пинхасова - единственного россиянина, ставшего членом международного фото­агентства «Магнум». Хотелось бы перенять некоторые приёмы фотосъёмки, которые он применяет. Пока не удалось повторить «фирменную» диагональ Александра Родченко, хотя такие попытки предпринимались. Так что впереди у меня много планов.

Мечтает Веденов подняться на воздушном шаре и поснимать ландшафт на высоте 15‑20 метров. Кстати, опыт фотографирования с вертолёта он уже имеет.

В доме фотохудожника хранятся тысячи отпечатанных снимков в специальных ящиках при определённой температуре. Задумался наш герой и об освоении новых технологий, позволяющих продлить существование фотоработам на несколько веков. Ведь одно из главных его стремлений - сохранить свой взгляд на жизнь для потомков, прежде всего детей и внуков.

Вернуться в раздел

Читайте также

Милицейская волна