241

Романтики с большой реки

АВТОР: Валерия Буркина
Романтики с большой реки
ФОТО: Антон Полынов
Говорят, на воду можно смотреть бесконечно, она очаровывает и влюбляет в себя. Вся наша необъятная страна пронизана голубыми нитями акваторий. Многие водные артерии представляют собой маршруты патрулирования речной полиции. Сотрудники этих подразделений следят за порядком с той стороны города, которая его «сухопутным» обитателям кажется спокойной и безмятежной. Тем интереснее окунуться в их служебные будни.

Тёплый июльский день. На причале «Крымский мост» ни души. Солнечные лучи отражаются в спокойных водах Москвы-реки. Смотришь влево - еле слышно спешат машины по одноимённому навесному «красавчику», а справа, нарушая идиллию, раздаётся гул полицейского катера.

Шустро рассекая по волнам, судно приближается к причальной стенке. Конечно, остановка запланирована - речные полицейские «пришли» за нами, чтобы рассказать и показать, как несёт службу Линейный отдел МВД России на водном транспорте по Центральному федеральному округу.

Максимально приблизившись к причалу для швартовки, на нос серебристо-синего катера выходит полицейский моторист старший сержант полиции Сергей Синяев. В руках у него надёжный трос крепления судна.

- Погода сегодня не подкачала, можем смело отправляться на маршрут патрулирования, - говорит Сергей.

Не теряя ни минуты, мы с фотографом проскальзываем в кабину. Там нас встречает заместитель начальника полиции по охране общественного порядка подполковник полиции Игорь Стариков и ещё один член экипажа - за штурвалом старшина полиции Владимир Лукьянченков.

- Сегодня идём на катере North Silver, он самый частый гость российских водоёмов. Благодаря своей двухкомпонентной конструкции абсолютно не боится реки, легко управляем за счёт удачного баланса веса и ходовых характеристик, - объясняет старшина.

Прокладываем маршрут в сторону делового центра «Москва-Сити». Виды открываются великолепные по обе стороны русла.

Маршрут патрулирования включает в себя и современные урбанистические виды Маршрут патрулирования включает в себя и современные урбанистические виды

- Мы выходим на воду с началом навигации, обычно это происходит в апреле. Сезон длится до ноября, - рассказывает подполковник полиции Игорь Стариков. - Наша задача - следить за порядком на воде и около неё. Зона обслуживания линейного отдела занимает порядка 1400 км водного пути по акваториям рек: Москва с одноимённым каналом, Ока, Волга. Участок обслуживания отдела проходит по территории Москвы, Московской, Тверской, Рязанской, Тульской, Калужской областей. Москва-река расстилается на 80 км - от района Строгино на северо-западе столицы до пересечения с МКАД на юго-востоке. Мы тесно сотрудничаем с Государственной инспекцией по маломерным судам Москвы и Московской области, а также с Центральным управлением государственного речного надзора.

По словам Игоря Старикова, в холодные месяцы работы тоже хватает: сотрудники патрулируют замёрзшие водоёмы, где им приходится бороться с браконьерским ловом в зимовальных ямах.

Для качественного выполнения возложенных обязанностей речная полиция проводит совместные рейды с представителями государственных организаций, связанных с пользованием объектов животного мира. В оперативных сводках постоянно сообщается об успешно проведённых операциях.

Неоднократно наблюдала, как стражи правопорядка следят за спокойствием на наших улицах, но не знала, как это происходит на реке. Кстати, через несколько минут пребывания на катере примечаю - даже на «тихой» воде качка ощутима. А ведь сотрудники проводят в кабине 24 часа во время дежурства. Должно быть, у них крепкий вестибулярный аппарат.

- Водную стихию любим и морской болезнью не страдаем, - поясняет Владимир Лукьянченков. - Перед тем как заступить на службу, кандидаты проходят жёсткий отбор по состоянию здоровья. Умение плавать - требование также обязательное, а основам управления катером научат в центре профессиональной подготовки. Наше подразделение компактное, коллектив сплочённый и дружный, до полного комплекта не хватает трёх человек.

По словам наших собеседников, здесь, на воде, точно так же, как и на дорогах, действуют свои правила. Например, запрещено превышать допустимую скорость. А для управления маломерными судами требуются специальные права.

- Однажды получаем тревожное сообщение по радиостанции: повреждена носовая часть судна Ространснадзора, виновник происшествия скрывается с места, - вспоминает Игорь Стариков. - Стягиваем весь расчёт сил, включаем проблесковые маячки и сирены и начинаем преследование нарушителя. Плавсредство хулиганов настигаем быстро, но их штурман не реагирует на требование сбавить скорость и продолжает нестись в неизвестном направлении. Принимаем решение: будем брать судно злоумышленников на абордаж. Окружаем с коллегами яхту виновника аварии. А дальше как в боевике: на полном ходу перебираемся на корму «беглеца» и задерживаем неуёмного любителя погонять. Оказалось, решение не подчиняться полиции принял собственник плавсредства, а рулевой выполнил приказ. Ответственность понесли оба.

- Что ж, мужественные ребята, - резюмируем мы с фотографом и тут узнаём от подполковника полиции, что во вверенном ему отделении трудится и представительница прекрасного пола. Причём самым настоящим штурманом!

На вопрос, а как же известная поговорка: «Женщина на корабле - к беде?» - сотрудники речной полиции отрезают: «Это не наш случай!»

Требуем знакомства с единственной девушкой в отделе. С первых секунд сержант полиции Наталья Макеева сражает нас лучезарной улыбкой.

Единственная в подразделении девушка-моторист Наталья Макеева Единственная в подразделении девушка-моторист Наталья Макеева

- Под крыло в отделение патрульно-постовой службы водной полиции меня забрали из конвойного подразделения. Мужской коллектив принял как свою и по сей день поддерживает во всём, - признаётся Наталья.

Слабым звеном она себя не считает. Выполняет профессиональные обязанности наравне со всеми.

- Мотористы долгое время проводят в ограниченном пространстве со своими коллегами. Поэтому нужно быть трудолюбивым, понимающим, терпеливым. Атмосфера в коллективе напрямую влияет на показатели успешной деятельности. Туда, где царит взаимопонимание, всегда хочется приходить, - говорит Наталья. -Профессия требует выносливости, натренированности вестибулярного аппарата, развитого слуха и зрения. Иногда случаются штормы с качкой, а работу требуется выполнять даже в экстремальных условиях.

Деятельность речных полицейских важна и непроста. Проведя всего один день с представителями этой службы, могу с уверенностью сказать - здесь трудятся увлечённые люди, фанаты своего дела, профессионалы, не утратившие романтизма и любви к этой необычной профессии.

КОМПЕТЕНТНО

Врио начальника Линейного отдела МВД России на водном транспорте по Центральному федеральному округу подполковник внутренней службы Роман Афанасьев:

- День образования службы берет отсчёт с момента издания в 1918 году декрета Совета Народных Комиссаров «Об учреждении речной милиции». Сегодня речная полиция - структурная часть системы органов внутренних дел на транспорте. Соответствующее направление деятельности реализуется в каждом федеральном округе страны.

В тёплую погоду только по Москве-реке ежедневно курсирует до 80 прогулочных теплоходов, на которых путешествуют до четырёх тысяч пассажиров в сутки. Однако, в текущем году начало навигационного периода было перенесено в связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой. Несмотря на это, сотрудники водной полиции осуществляли рейдовые и профилактические мероприятия, например, в сфере защиты водных биоресурсов выявлено 121 административное правонарушение и одно преступление. Так, в отношении жителя Луховицкого района возбуждено уголовное дело по факту незаконного вылова рыбы. Полицейские на служебных катерах продолжают патрулирование акватории рек с целью охраны общественного порядка и обеспечения безопасности.

Вернуться в раздел

Читайте также

Милицейская волна