Самое ценное - опыт
Разнообразие исследований, которые сегодня проводят полицейские эксперты, поистине необъятно. Трасологические, почерковедческие, технические, автороведческие, лингвистические, обследования холодного оружия, пищевых продуктов, почвенно-ботанических объектов… Всего не перечислить. И на каждом участке трудятся настоящие профессионалы. Такие, например, как старший эксперт ЭКЦ УМВД России по Тульской области майор полиции Юрий Коровников.
На сто процентов
Его служба в органах внутренних дел началась в 2004 году после окончания Тульского государственного университета. Тогда в ЭКЦ только создавался отдел автотехнических экспертиз, набирали новых сотрудников с базовым техническим образованием. Одним из кандидатов стал Коровников. И вот уже 19 лет он остаётся верен выбранному пути.
- В нашей работе самое ценное - опыт, а он нарабатывается годами, - считает Юрий. - Каждая новая экспертиза требует более широкой базы знаний. Технический прогресс не стоит на месте, совершенствуется транспорт, его оснащение. Соответственно, расширяется и сфера нашей деятельности. К примеру, с распространением видеорегистраторов возникла необходимость изучения этого направления и получения допуска по видеотехнической экспертизе.
В среднем за год эксперт-автотехник производит до 200 исследований. Довольно большая нагрузка, часто приходится жертвовать свободным временем и выходными. Бывают резонансные дорожно-транспортные происшествия с большим количеством пострадавших и погибших, которые требуют приоритетного исполнения. Случаются ситуации, когда нужно реконструировать, как перемещались транспортные средства в процессе ДТП, по имеющимся следам, зафиксированным в протоколах, на схемах и фото, с учётом повреждений авто.
Он очень расстраивается, когда по объективным причинам невозможно установить истину. Например, в предоставляемых эксперту постановлении и материалах дела отсутствуют необходимые сведения для решения поставленных вопросов, нет исходных данных для проведения расчётов. А на запрос об их предоставлении приходит отрицательный ответ. То есть иногда получается так, что работать фактически не с чем.
Десять лет - испытательный срок
Юрий Коровников за годы службы провёл тысячи экспертиз. И всё же есть исследования, которые остаются в памяти навсегда.
Однажды на автодороге М-4 «Дон» опрокинулся автобус с пассажирами, много жертв и пострадавших. Эксперты выезжали на место для проведения комплексного и детального осмотра в составе следственно-оперативной группы. Потребовалась сложная экспертиза технического состояния автобуса. Пришлось прибегать к помощи металловедов в Москве, чтобы определить причины разрушения деталей транспортного средства. И лишь после долгой кропотливой работы установили, что автобус был исправен перед поездкой, а к трагедии привели действия водителя.
Два года назад в ДТП попала машина, в которой перевозили заключённого на следственные действия в столицу. На обратном пути произошло столкновение с иномаркой. Все, кто находился в служебном автомобиле, погибли. Эксперты зафиксировали следы перемещения транспортного средства, среди искорёженных обломков нашли видеорегистратор, но он был полностью разрушен. Использовали видео со встречных автомобилей, притормозивших на светофоре, проводили исследование технического состояния иномарки и никаких поломок, которые могли привести к ДТП, не обнаружили. В результате кропотливого труда выяснилось, что легковушка двигалась с очень большой скоростью по встречной полосе на красный свет. Оказалось, водитель находился за рулём в состоянии психологического срыва.
Юрий Коровников считает: чтобы получить в полном объёме необходимые навыки по исследованию следов на транспортных средствах и месте ДТП, нужно не менее 10 лет практической работы под руководством более опытных коллег. У него самого, например, в арсенале все четыре автотехнические экспертные специальности: исследование маркировочных обозначений транспортных средств; технического состояния; обстоятельств ДТП; следов на транспортных средствах и на месте ДТП. С недавних пор, как уже упоминалось, у него есть и пятый допуск - на право проведения экспертиз по теперь уже смежной специальности «видеотехническая экспертиза».
У полицейского четыре автотехнические экспертные специальности
Отбросив эмоции
Нередко приходится работать с коллегами, специализирующимися в других направлениях. Так, зачастую возникает необходимость проведения комплексных исследований совместно с судебно-медицинскими экспертами. К примеру, когда истинный виновник аварии пытается переложить ответственность на погибшего пассажира. В таких случаях полицейские выясняют механизм развития ДТП: как перемещался автомобиль, переворачивался, съезжал ли в кювет, чем бился, в какой последовательности и так далее. А медики сопоставляют эти данные с моделью положения людей в салоне. По телесным повреждениям становится возможным установить, кто управлял транспортом на самом деле.
Недавно Юрию довелось выступать в суде. Двое парней взяли у своего друга автомобиль - покататься. На большой скорости врезались сначала в столб, потом снесли забор и крутились по полю. Оба вылетели из салона. Один погиб, второй утверждал, что за рулём был не он. Специалисты провели ряд исследований, изучили пять томов уголовного дела и смогли установить истину: транспортным средством управлял подсудимый.
- С той экспертизой нормально не спал четыре ночи, - вспоминает Юрий Коровников. - Требовалась предельная объективность, да и сроки исполнения были весьма сжаты.
Казалось бы, эксперт достиг вершины в своей профессии. Однако он так не считает.
- Нельзя знать всего, но к этому нужно стремиться. Важно идти в ногу со временем, ведь постоянно совершенствуются машины, оборудование. Мне всегда интересно учиться, - говорит Юрий. - Идеальным быть невозможно и не нужно. Когда эксперт считает, что достиг всего, ему следует уходить со службы. Если читаешь собственную экспертизу спустя некоторое время и она тебя полностью устраивает - значит, у тебя профессиональный застой, деформация и нет развития. Ты должен критически оценивать свою работу, стремиться сделать её лучше.
У полицейского четыре автотехнические экспертные специальности
Читайте также
