970

Специфический путь

АВТОР: Елена Щербинина
ФОТО: Артём Линкин

Начальник линейного пункта полиции на станции Ленинск-Кузнецкий Василий Понамарёв - человек общительный и дружелюбный. Но несмотря на это не любит повышенного внимания к своей персоне. И не распространяется о том, что 18 февраля отмечает не только профессиональный праздник, но и день рождения. Такое совпадение в жизни. Вот только от сослуживцев сей факт скрыть невозможно. Мобильный телефон раскаляется от звонков коллег и друзей.

«Железнодорожные университеты»

На службу в Кузбасское линейное управление пришёл в 2013 году, имея за плечами семилетний опыт работы в территориальных органах внутренних дел. Переманил профессионально состоявшегося оперативника тогдашний начальник линейного пункта полиции на станции Ленинск-Кузнецкий Александр Жуланов.

- С Александром Викторовичем мы жили по соседству, - рассказывает майор полиции Василий Понамарёв, - часто общались. Как-то раз  он упомянул, что в линейном пункте есть вакансия оперуполномоченного по борьбе с преступными посягательствами на грузы, и позвал меня на эту должность. Рассказал, что работа в транспортной полиции специ­фическая, но очень интересная. В отличие от территории там нет большого вала заявлений, но это не значит, что криминал обходит железную дорогу стороной. Преступления в большей степени неочевидные - их нужно выявлять, быть мобильным и разбираться в специфике работы железнодорожного транспорта хотя бы на уровне начинающего путейца. Мне этот профессиональный вызов показался очень привлекательным. Говорят, что, когда учишься чему-то, мозг развивается,  образуются  новые нейронные связи,  и я захотел расширить свои компетенции. Но поначалу моя голова всё больше «взрывалась» от обилия железнодорожных терминов, самого подхода к раскрытию преступлений. Когда место происшествия, например, поезд, либо «уехало» вместе со свидетелями и потерпевшим, либо на нём не осталось практически никаких улик. Или когда ночью из грузового вагона похитили несколько тонн металлолома, вскрыли крышки дроссель-трансформаторов, вытащив медную обмотку и обесточив железную дорогу.

Освоиться помогли опытные коллеги: Владимир Конюков и Андрей Илющенко. Они давали дельные советы начинающему «грузовику» - так в транспортной полиции называют оперативников подразделения, раскрывающего хищения грузов, деталей верхнего строения пути и составных частей вагонов. Пригодилось Василию и высшее техническое образование. После школы он окончил Кузбасский политехнический университет и три года отработал на шахте горным инженером.

Вскоре молодой сыщик наравне с профессионалами службы задерживал расхитителей грузов, которые орудовали на станциях Ленинск-Кузнецкий-2 и Байкаим. Безработные жители частного сектора, расположенного в непосредственной близости от «железки», совершали набеги на подвижной состав во время перестоя, вскрывали полувагоны и сбрасывали на землю тонны металлолома, которые затем сдавали в приёмные пункты. Воровали целыми семейными кланами. Фамилии некоторых фигурантов уголовных дел до сих пор на слуху у сотрудников линейного пункта полиции.

Были такие четыре брата, которые совершали кражи на протяжении семи лет. Их дом находился буквально в десяти метрах от путей станции Байкаим, поэтому они ходили на железную дорогу как на работу.

- Первым воровской семейный бизнес начал средний брат, - рассказывает начальник линейного пункта полиции. - В течение нескольких месяцев мои предшественники-коллеги задерживали его пять раз и ему всегда удовалось отделаться штрафами, исправительными работами  или условными сроками. В конце концов, после очередного преступления суд приговорил его к реальному лишению свободы, однако на смену пришли трое родственников, которых мы тоже неоднократно заставали с поличным или задерживали по горячим следам. Благодаря командной работе оперативников семейный подряд получил заслуженное наказание - кражи на станциях прекратились.

Особенные фигуранты

Говорить о полной победе над расхитителями металла, разоборудования вагонов и мошенниками, промышляющими на железнодорожных объектах индустриально развитого городка, конечно, не приходится. В зоне обслуживания линейного пункта находится вагонная ремонтная фирма, производственно-транспортное управление крупнейшей в России угольной энергетической компании, отвечающее за отгрузку угля с шахт. Рядом с Ленинском-Кузнецким расположена станция Егозово с механизированным пунктом подготовки составов, которая стоит под особым контролем сотрудников ЛПП.

На этой станции вместе с «грузовиками» из головного подразделения Кузбасского ЛУ МВД России и коллегами линейного пункта полиции Василий участвовал в изобличении мошенника, который совершил хищение колёсных пар на сумму свыше 1 миллиона 700 тысяч рублей. 35-летний мастер пункта подготовки вагонов реализовал хитрую схему, благодаря которой вполне пригодные для дальнейшей эксплуатации колёсные пары признавались металлоломом и вывозились с территории станции для продажи частным ремонтным компаниям.

- Надо понимать, что даже бывшие в употреблении колёсные пары стоят порядка 70 тысяч рублей и фигурант решил на них хорошо заработать, - рассказывает майор полиции. - В его обязанности входил учёт номерных колёсных пар, которые транспортное предприятие получало после разделки вагонов, отслуживших свой срок. Однако мастер не составлял учётные документы по форме, установленной ОАО «РЖД», и не ставил колёсные пары на баланс предприятия как железнодорожные комплектующие, требующие ремонта. Он признавал колёсные пары непригодными для дальнейшей эксплуатации.  Основным показателем для этого является толщина обода. Если она меньше 35 миллиметров, детали отправляются в металлолом. 

Заполняя документацию, мастер занижал толщину обода колёсных пар и вносил вымышленные номера деталей. Таким образом, выбраковка комплектующих проходила только на бумаге, а фактически детали никто не осматривал. После этого колёсные пары автоматически переходили в категорию металлолома, списывались и вывозились с территории станции для дальнейшей перепродажи.

Проводя спецоперацию, оперативники задержали грузовик с восемью комплектующими, который злоумышленник уже продал на один из разрезов Кемерово; ещё 39 пар они нашли на территории частной производственной базы в Ленинске-Кузнецком. За мошенничество в особо крупном размере суд приговорил фигуранта к четырём годам лишения свободы условно.

Охота за кладменами

- Одним из важнейших направлений в работе для нашего коллектива является противодействие незаконному обороту наркотиков, - рассказывает Василий Понамарёв. - И речь тут вовсе не о железнодорожных наркотрафиках: по нашей станции практически не ходят пассажирские поезда. Просто железнодорожные  пути  в последнее время стали излюбленными местами наркосбытчиков для сооружения тайников. Анализируя уголовные дела, мы заметили, что большинство задержанных нами кладменов - не местные жители, а «гастролёры» из других городов Кузбасса. Вероятно, таким образом их «кураторы», глубоко законспирированные в Интернете, пытаются снизить риск разоблачения.

В прошлом году двое жителей Кемеровской области были осуждены за покушение на сбыт крупной партии синтетики. Обоих - студента из города областного подчинения Тайги и жителя Новокузнецка сотрудники полиции застали с поличным, когда те зарывали в землю обмотанные изолентой дозы вблизи от «железки» и непосредственно рядом с рельсами - под пикетными столбиками.

В этом году на скамью подсудимых отправились гражданские супруги из Прокопьевска. Молодая пара распространяла зелье на территории четырёх городов Кузбасса. Первым был задержан мужчина. Он привлёк внимание сотрудников патрульно-постовой службы когда переходил железнодорожные пути в неустановленном месте. Когда полицейские подошли к нему, он сильно занервничал. При личном досмотре  у него изъяли несколько граммов разных порошков, которые оказались синтетическими наркотиками. К работе подключился оперативный состав.

- 17 закладок с наркотиками, - рассказывает майор полиции, - мы ликвидировали, как говорится, не отходя от кассы, рядом с железной дорогой Ленинска-Кузнецкого. Затем уничтожили ещё три тайника, которые оборудовала супруга драгдилера.

Как позже выяснилось, пара получила предложение о сбыте наркотиков через «всемирную паутину». Следуя инструкциям из Интернета, молодые люди забирали оптовые партии товара в Новокузнецке, привозили домой, фасовали. Выпив утренний кофе, отправлялись по рабочим местам - в ближайшие города области. Правда, доходное «предприятие» просуществовало совсем недолго, и сейчас супруги ожидают решения суда. Им грозит от 10 до 20 лет лишения свободы.

- Не устану повторять, что раскрытые преступления - заслуга всего коллектива нашего линейного пункта, - говорит майор полиции. - Мой предшественник Александр Жуланов сформировал отличную команду, которая работает дружно и слаженно.

Он справится

Василий Понамарёв возглавляет линейный пункт полиции с первого января этого года. Его бывший руководитель получил в подчинение более крупное подразделение - линейный отдел полиции на станции Топки.

- Кадровые решения, принятые нами, - комментирует назначения начальник Кузбасского ЛУ МВД России полковник полиции Александр Гофман, - взвешенные и не случайные. Оба офицера - крепкие профессио­налы, обладающие необходимыми деловыми и организаторскими качествами, способные быстро и чётко выполнять служебные задачи. Василию Викторовичу я желаю поскорее освоиться в роли руководителя и держать высокую планку одного из лучших подразделений нашего линейного управления. Уверен, что он справится. Вернуться в раздел

Читайте также

Милицейская волна