Требуются умные системы

- Олег Викторович, ЦФО - самый большой округ по количеству субъектов. Как построено взаимодействие с территориальными органами внутренних дел?
- В зоне нашей ответственности более 15 тысяч километров железной дороги, 14 аэропортов, 11 из них - международные, около двух тысяч километров внутренних водных путей.
В 2019 году пассажиропоток превысил 1 млрд человек. Основная масса приходится на железнодорожный транспорт - свыше 900 млн, более 105 млн - авиапассажиры и около 2 млн - водного транспорта. Конечно, обеспечивать безопасность и правопорядок на столь обширной территории возможно лишь при рабочем взаимодействии с территориальными органами внутренних дел и иными силовыми структурами. У нас выстроено тесное сотрудничество с ними, начиная от управленческих решений, заканчивая профилактической работой. Проводятся совместные мероприятия оперативно-разыскного характера, обмен информацией, что способствует предотвращению, а также эффективному раскрытию и расследованию преступлений.
- Большое количество аэропортов наверняка доставляет много работы. Какие особенности возникают при обеспечении правопорядка?
- Достаточно назвать Внуково, Шереметьево и Домодедово. Они у всех на слуху и входят в двадцатку самых загруженных аэропортов Европы. Только эти три воздушных гавани обслужили 101 млн пассажиров.
Основную особенность работы полиции определяет то, что объекты являются режимными, где проводится комплекс мероприятий по транспортной безопасности. Наши сотрудники активно принимают в нём участие. Помимо патрульно-постовой службы в аэропортах создано подразделение по охране общественного порядка в режимно-стерильных зонах. Конечно, мы взаимодействуем с коллегами из пограничной, таможенной и карантинной служб. Совместные усилия позволяют эффективно противодействовать преступности, пресекать различные правонарушения.
- Какие самые распространённые противоправные действия регистрируются?
- В основном они касаются административного законодательства. Если говорить в целом, то это нарушение запрета курения в неотведённых местах, пребывание граждан в алкогольном опьянении или распитие спиртных напитков, мелкое хулиганство.
В аэропортах совершается минимальное количество преступлений, так как это режимные объекты, где в достаточном количестве присутствуют сотрудники не только транспортной полиции, но и авиационной безопасности, других правоохранительных органов.
- Поговорим про авиадебоширов, когда в салоне самолёта пассажир начинает себя неадекватно вести. Как, на ваш взгляд, можно решить проблему?
- Это актуальный вопрос. Прежде всего нужно разобраться в причине такого поведения. В большинстве случаев ею является употребление спиртных напитков, что провоцирует конфликтные ситуации, нарушения общественного порядка как на борту воздушного судна, так и в зоне аэропорта.
В 2017 году вступил в действие федеральный закон, который внёс существенные изменения в статью 213 УК РФ, ужесточающие ответственность за действия, совершаемые из хулиганских побуждений на железнодорожном, морском, внутреннем водном и воздушном транспорте. Если раньше так называемые авиадебоширы подвергались административному штрафу в размере от 500 до 5000 рублей либо аресту до 15 суток, то теперь сумма увеличилась до 500 тысяч рублей. А максимальный срок лишения свободы - 5 лет. Гражданам необходимо это помнить, прежде чем употреблять спиртные напитки.
В прошлом году линейными подразделениями УТ МВД России по ЦФО за хулиганские действия на борту воздушного судна семь авиапассажиров привлечены к уголовной ответственности. Все они находились в состоянии алкогольного опьянения. За неадекватность поведения, нарушение общественного порядка количество недопущенных к авиаперелёту или снятых с борта граждан увеличилось с 1103 человек в 2018-м до 1192 в 2019-м. Большинство из них привлечены к различным видам уголовной и административной ответственности.
Мы вместе с администрацией аэропортов принимаем меры профилактического характера. Особое внимание уделяется профайлингу с целью выявления лиц, ведущих себя неадекватно, находящихся в алкогольном или наркотическом опьянении, а также предотвращению правонарушений и недопущению в стерильные зоны и на борт воздушного судна указанных лиц. Также внесли предложения о том, что необходимо отказаться от торговли спиртными напитками в режимной зоне, то есть, когда человек прошёл регистрацию и досмотр по вылету.
Конечно, соответствующие мероприятия профайлинга нужно проводить, чтобы принимались меры для предупреждения неприятных ситуаций в полёте. Ведь остальные пассажиры подвергаются опасности. Дополнительно мы предлагали сертифицировать подручные средства, которые экипажем воздушного судна могут использоваться для обездвиживания проблемных граждан.
- По вашему мнению, кто должен выявлять проблемных пассажиров?
- Это совместная работа службы авиационной безопасности и транспортной полиции. Все аэропорты оборудованы системами видеонаблюдения. Но мы ведь прекрасно понимаем, что камер достаточно большое количество, а изображение с них просматривают люди. Здесь играет роль человеческий фактор: насколько внимательным должен быть сотрудник, чтобы заметить потенциального нарушителя, передать информацию другим коллегам, которые должны её отработать. Не всегда на всё хватает времени. Постепенно в мире появляются умные системы, которые выявляют неадекватность поведения и подсказывают оператору, на кого следует обратить внимание. Они должны быть установлены и в наших аэропортах. Это станет подспорьем в профилактическом воздействии на граждан.
- А какие правонарушения чаще совершаются на железнодорожном транспорте?
- Кражи, они составляют 45 %. Но, как правило, это хищения не в чистом виде, а присвоение забытых другими пассажирами вещей.
В раскрытии таких преступлений помогают системы видеонаблюдения, благодаря которым эффективность работы с каждым годом повышается. Хищения совершаются не только на платформах, вокзалах и станциях, а ещё и в подвижном составе. Больше всего им подвержены пригородные поезда. В составах дальнего следования регистрируется минимальное количество противоправных деяний.
Если говорить об административных правонарушениях, то здесь, как и в аэропортах, выявляются лица в состоянии алкогольного опьянения и употребляющие спиртные напитки.
- Дайте небольшую инструкцию: что делать людям, забывшим вещи в электричке или поезде? Какие должны быть первые действия?
- С такой проблемой поможет и полицейский, и работник транспортной организации. Обязательно нужно оставить контакты для связи. Подать сообщение можно через Интернет или позвонить на горячую линию. На вокзалах имеется телефон «Гражданин-полиция» - это прямая кнопка, связывающая с дежурной частью.
В подвижном составе следует обратиться к бригаде, машинисту и его помощнику. После получения информации мы проводим оперативно-разыскные мероприятия, направленные на поиск имущества и злоумышленника. Часто сознательные граждане сами приносят найденные вещи в органы внутренних дел или в камеры невостребованного багажа.
- Предлагаю перейти к теме травматизма, в том числе детского. Стало ли меньше таких происшествий?
- Зачастую граждане сами подвергают себя смертельной опасности. Среди основных причин травмирования - переход путей в неустановленных местах, несоблюдение элементарных правил безопасности на железной дороге.
В 2019 году на участках обслуживания УТ МВД России по ЦФО травмировано 956 граждан, из них 629 - смертельно. Самый проблемный регион - Московская область.
Активно работаем по минимизации несанкционированных переходов, но все их невозможно перекрыть сотрудниками полиции и транспортных организаций. Проводим профилактические рейды, уроки безопасности. Но люди, пренебрегая правилами безопасности, приходят на железную дорогу в капюшонах и наушниках или подходят слишком близко к движущемуся составу. Скорость современного электропоезда такова, что воздушный поток может затянуть под колёса - это касается и взрослых, и несовершеннолетних. По статистике, уровень детского травматизма снизился на 21 %. Между тем в зоне нашей ответственности травмировано 77 ребят, 38 из них - смертельно.
Если брать проблему зацепинга, то в прошлом году пострадали 29 граждан. Среди них и студенты, и те, кому за 30 лет. Однако 21 человек - несовершеннолетние, восемь из которых погибли. Их возраст в основном от 14 до 18 лет.
Совместно с работниками транспорта устраиваем рейды - выявлено и снято с электропоездов 111 детей. Привлекаем к административной ответственности и родителей, с ними также проходят профилактические беседы.
Совместно с представителями других ведомств ведём разъяснительные мероприятия в школах, учебных заведениях, раздаём памятки. В Интернете выявляем неформальные группы зацеперов, где они договариваются о встречах, приезжаем на место, проводим соответствующую профилактическую работу. Всё это позволяет снизить детский травматизм.
- Расскажите о ближайших планах, какие задачи стоят перед транспортной полицией Центрального федерального округа?
- 2020 год - юбилейный, страна отмечает 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Мы прекрасно понимаем, что в столицу приедет большое количество делегаций, ветеранов, их детей, внуков, сопровождающих лиц. Первоочередная задача: обеспечение безопасности на праздничных мероприятиях и охрана общественного порядка.
Затем в Санкт-Петербурге состоится чемпионат Европы по футболу. Часть болельщиков будет передвигаться через Московский транспортный узел. В данном случае станем использовать опыт, полученный в ходе Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу.
Ещё хочу отметить, что в Москве активно растёт пассажиропоток на водном транспорте. За последние три года он увеличился с одного до двух миллионов. Работа по организации обеспечения безопасности на воде продолжится. И конечно, мы будем взаимодействовать с нашими коллегами в части обеспечения правопорядка на общественных, политических, спортивных, культурных и религиозных мероприятиях.
Вернуться в разделЧитайте также
