812

Международное полицейское взаимодействие: поиск новых подходов

Международное полицейское взаимодействие: поиск новых подходов
ФОТО: предоставлены УМС МВД России и Андрей Лисовский

О сегодняшних приоритетных направлениях международного полицейского взаимодействия и его правовых основах рассказывает первый заместитель начальника Управления международного сотрудничества МВД России кандидат юридических наук полковник внутренней службы Владимир Караиванов.

В основе задач, стоящих перед органами внутренних дел Российской Федерации в сфере международного сотрудничества, лежат документы стратегического планирования, в частности Концепция внешней политики Российской Федерации и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Они развиваются и детализируются в поручениях Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, решениях Совета Безопасности Российской Федерации и руководства Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Все задачи можно разделить на две универсальные группы. Первая связана с организационно-правовым обеспечением контактов и переговоров с компетентными органами иностранных государств. Вторая – с осуществлением практических мероприятий по реализации достигнутых договорённостей с зарубежными партнёрами.

Очевидна необходимость поиска новых подходов к решению проблем борьбы с преступностью: незаконным оборотом наркотиков, экстремизмом и терроризмом, другими опасными проявлениями транснациональной преступности.

Мы стараемся развивать, расширять и укреплять сотрудничество со всеми зарубежными партнёрами на взаимной основе.

Высокий уровень сотрудничества традиционно сохраняется с Китаем, Вьетнамом, Республикой Корея, Ираном, Израилем, Индией, Монголией, Никарагуа, Сербией и другими странами. Несмотря на известные внешнеполитические факторы, удалось найти и новые взаимовыгодные точки соприкосновения с правоохранительными органами Западной Европы. На регулярно организуемых заседаниях двусторонних рабочих групп (с МВД Австрии, Германии, Италии, Испании, Финляндии и ряда других государств) рассматривается обширная антикриминальная повестка, включающая в себя такие актуальные и перспективные направления сотрудничества, как пресечение деятельности лидеров транснациональных преступных сообществ и организаций; инициация обмена сведениями о финансовых операциях, направленных на легализацию преступных доходов; совершенствование комплекса мер по противодействию угрозам экстремистского и террористического характера; выявление радикально настроенных лиц в миграционных потоках; согласование программ совместных действий по борьбе с новыми и уже известными, но трансформирующимися видами преступности (например, незаконным оборотом наркотиков, мошенничеством).

Подготовке и практической реализации указанных направлений способствует активный информационный обмен, в том числе через разветвлённую сеть сотрудников загранаппарата МВД России и полицейских атташе (офицеров связи), аккредитованных при дипломатических учреждениях зарубежных стран в Российской Федерации.

Через загранаппарат МВД России, офицеров связи, по дипломатическим каналам, а также через прямые контакты у иностранных партнёров уточняется статус рассмотрения запросов об оказании содействия и запросов о правовой помощи по уголовным делам (за 2020 год адресовано около 2,5 тысяч следственных поручений, получено на исполнение – порядка 7 тысяч). Прорабатываются альтернативные механизмы процедур выдачи преступников. Так, представителями МВД России выработан алгоритм депортации находящихся в международном розыске лиц в страны гражданской принадлежности (с 2020 года – уже около 10 фигурантов).

В последние 2 года в связи с пандемией COVID-19 на первый план выдвинулась проблема безопасности виртуального пространства.

МВД России участвует в деятельности по продвижению на международной арене российских подходов в области укрепления и совершенствования системы международной информационной безопасности (МИБ) в соответствии со стратегическими приоритетами, которые определены Основами государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности.

При координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации и МИД России представители министерства на регулярной основе принимают участие в двусторонних и многосторонних экспертных консультациях в области МИБ.

Встреча Владимира Караиванова с начальником Оперативных подразделений Полиции Главного Управления Полиции Испании генеральным комиссаром Хосе Мигелем Руисом ИгускисомВстреча Владимира Караиванова с начальником Оперативных подразделений Полиции Главного Управления Полиции Испании генеральным комиссаром Хосе Мигелем Руисом Игускисом

Россия традиционно рассматривает три основных направления угроз МИБ – военно-политического, террористического и криминального характера. Борьба с преступностью в глобальном информационном пространстве осложняется отсутствием полноценной международно-правовой базы сотрудничества государств. Российская Федерация последовательно выступает с инициативой разработки под эгидой Организации Объединённых Наций (ООН) универсальной конвенции по противодействию информационной преступности: поддержаны предложенные Россией меры по борьбе с преступностью в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и создан Специальный межправительственный комитет экспертов по разработке под эгидой ООН всеобъемлющей международной конвенции о противодействии использованию ИКТ в преступных целях, в 2020–2021 годах запущена его работа.

27 июля 2021 года в Вене в спецкомитет официально внесён российский проект первого в истории универсального договора по борьбе с киберпреступностью.

В разработке этого документа на межведомственной основе под эгидой Генеральной прокуратуры Российской Федерации принимали активное участие эксперты министерства.

МВД России провело большую работу по присоединению к Соглашению о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий от 28 сентября 2018 года, правовой инструментарий которого позволит обеспечить правоохранительным органам стран Содружества эффективную борьбу с «компьютерными» преступлениями.

Согласно отчёту Всемирного экономического форума о глобальных рисках 2020 года в течение последних лет преступления в сфере ИТ регулярно входят в число пяти наиболее опасных мировых угроз. Расследование и раскрытие преступлений о дистанционных хищениях нуждаются в выработке единого алгоритма действий как на этапе проверки заявления и сообщения о преступлении, так и на первоначальном этапе расследования. При утечке информации, нарушении критической инфраструктуры объектов информатизации максимально важна оперативность реагирования и легитимность проводимых мероприятий, особенно если речь идёт о трансграничной преступности в сфере ИКТ. При этом особое значение имеет сохранение конфиденциальности персональных данных.

Приоритетными также являются следующие направления работы: повышение эффективности сотрудничества с правоохранительными и миграционными органами иностранных государств, международными организациями по различным направлениям оперативно-служебной деятельности на основе укрепления и развития правовой базы международного взаимодействия и приграничного сотрудничества; разработка и заключение двусторонних и многосторонних международных договоров Российской Федерации в сфере внутренних дел, а также обеспечение вступления их в силу; участие в разработке модельных законов в рамках СНГ, Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в сфере деятельности, относящейся к компетенции МВД России.

Так, с момента образования УМС МВД России ведётся активная работа в сфере нормативно-правового обеспечения вопросов международного сотрудничества. С 2019 года по настоящее время подписано порядка 20 международных договоров, 10 из которых – соглашения в сфере укрепления межведомственного взаимодействия по различным актуальным направлениям деятельности с компетентными органами стран дальнего зарубежья, в том числе Государства Катар, Многонационального Государства Боливия, Федеративной Республики Бразилия, Республики Нигер.

В числе наиболее значимых, позволяющих в перспективе осуществлять трансграничный обмен информацией по защищённым каналам связи, следует отметить заключённые по линии министерства межправительственные соглашения с республиками Узбекистан, Армения и Таджикистан. Большой объём работы проделан в ходе подготовки и подписания 5 договоров, направленных на укрепление взаимодействия с республиками Абхазия и Южная Осетия, в том числе по линии постоянно действующих совместных информационно-координационных центров органов внутренних дел.

Активно ведётся работа над многосторонними актами – проектами Соглашения об обмене и защите секретной информации в рамках Центральноазиатского регионального информационного координационного центра по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и Протокола о сотрудничестве в области борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на Кас­пийском море к Соглашению о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море от 18 ноября 2010 года.

Как упоминалось ранее, во многих странах при посольствах Российской Федерации работают представители МВД России. В настоящее время министерство располагает загранаппаратом, представленным в 30 государствах, в том числе в США, Франции, Германии, Австрии, Швейцарии, Турции, Китае, Афганистане, Индии, Израиле, Испании, ЮАР и ряде других. В работе представительств, дислоцированных в Армении, Киргизии, Латвии, Молдове, Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане, Украине, основное внимание уделяется организации процесса добровольного переселения соотечественников в Россию. Инструментарий загранаппарата позволяет продвигать российские позиции и инициативы за рубежом, осуществлять сбор и анализ информации о складывающейся обстановке в конкретных странах и мире в целом, тенденциях противодействия преступности, непосредственно участвовать в реализации различных запросов, а также процедурах выдачи лиц, находящихся в розыске. Почти за четверть века загранаппарат МВД России стал неотъемлемой частью механизма противодействия транснациональной преступности (в том числе экстремизму и терроризму, незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ) и регулирования миграционных процессов.

Сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации полковник юстиции Юлия Ким на медальном параде в Миссии ООН по стабилизации в Демократической Республике Конго, приуроченном к Международному дню миротворцев ООНСотрудник органов внутренних дел Российской Федерации полковник юстиции Юлия Ким  на медальном параде в Миссии ООН по стабилизации в Демократической Республике Конго, приуроченном к Международному дню миротворцев ООН

На фоне расширения в последние десятилетия международного миротворчества представители ведомства принимают активное участие в миссиях ООН и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Наши сотрудники представлены на должностях тактических и оперативных руководителей, а также экспертов в составе миротворческих полицейских сил и несут службу на территории Македонии, Узбекистана, Киргизии, Украины, Косово, Конго, Кипра, Южного Судана, Судана, Абьей, Италии. Задачи, поставленные перед нашим контингентом, подчас выполняются в условиях, близких к боевым или опасным для жизни и здоровья.

Кроме того, Российская Федерация активно поддерживает усилия международного сообщества по противодействию международному криминалу на основе глобальных конвенций ООН, прежде всего против транснациональной организованной преступности (КТОП), которая была ратифицирована в 2004 году.

Министерство внутренних дел Российской Федерации является головным российским ведомством по участию в мероприятиях, проводимых в рамках КТОП. С прошлого года запущен механизм обзора выполнения данной Конвенции государствами-участниками, в ходе которого оценивается эффективность её реализации и имплементация положений её статей в национальное законодательство. Согласно прошедшей жеребьёвке с 2021-го по 2023-й год Россия выступает в качестве обозреваемого государства, а в период с 2022-го по 2024-й – в качестве обозревающего.

Важной является деятельность в рамках Рабочей группы Организации Черноморского экономического сотрудничества по борьбе с преступностью, особенно в её организованных формах (ЧЭС). Она направлена на содействие правоохранительным органам государств – членов ЧЭС в противодействии торговле людьми и террористической деятельности, своевременному реагированию на новые вызовы и угрозы на основе оценки тенденций транснациональной преступности в Черноморском регионе.

В 2021 году МВД России является координатором в данной группе. Во второй половине 2022 года к Российской Федерации перейдёт председательство в ЧЭС. Министерство видит в этом возможность внести вклад в придание дополнительного импульса в деятельности ЧЭС по борьбе с организованной преступностью, укрепить авторитет Российской Федерации на этом направлении, сделать акцент на практических мероприятиях, снизив тем самым градус политизации и заложив вектор общерегионального сотрудничества на последующие годы.

Вернуться в раздел
Милицейская волна