Ефим Петрунин: «Артист должен уметь делать всё либо быть легкообучаемым»
Этого актёра многие знают по эксцентричной комедии «Гуляй, Вася! », где он исполнил главную роль. Но не всем известно, что его отличают не только увлечённость профессией, но и серьёзное отношение к жизни и искусству. Некоторые факты из биографии артиста будут особенно интересны нашим читателям, так как раскрывают его убеждения и принципиальный подход к выбору ролей. Ефим Петрунин с удовольствием поделился творческими планами и взглядами на современный кинематограф.
– Ефим, ваш отец служил в ГАИ. В детстве не думали пойти по его стопам? Или с самого начала хотели стать актёром?
– Ещё и мой дедушка был капитаном милиции. У нас, можно сказать, династия. Конечно, возникали мысли по поводу её продолжения. Мне нравилась юриспруденция. Я насмотрелся фильмов, а в особенности «Бандитский Петербург», и захотел стать адвокатом. Но в девятом классе у меня «отжали» телефон. Пришлось разговаривать со следователем, ходить на очные ставки. После каждого посещения я принимал огромное количество валерьянки, чтобы справиться с нахлынувшими эмоциями. Осознание того, что сотрудники правоохранительных органов вынуждены постоянно сталкиваться с последствиями самых низких и подлых человеческих поступков, давалось с трудом. Отец мне сказал: «Ты решил стать адвокатом, но там тебе придётся ежедневно иметь дело с подобными ситуациями». В тот момент чаша весов окончательно перевесила в сторону творчества.
– Правда, что актёрскому мастерству обучались не только в России, но и в Париже?
– На втором курсе увлёкся пантомимой. В нашем вузе в Новосибирске был театр, в котором я очень долго работал, изучая бессловесные жанры. В городе не было конкуренции, и мы с другом подумали, что надо куда-то рвануть, где будет с кем соперничать. Поехали в Санкт-Петербург, а там, напротив, оказалось огромное количество пластических театров. Я брал мастер-классы у Антона Адасинского, вошёл в своего рода творческую тусовку. А потом мы перебрались в столицу. В Москве, как ни крути, каждый сам за себя. Пути с другом разошлись, и я отправился в Париж, чтобы продолжить обучение пантомиме. Всегда шучу на эту тему, что поехал туда запросто, как в любимый мной Воронеж.
– А как же знание языка?
– Я его изучал с четырёх лет. Однажды в гостях услышал, как хозяйка по телефону с кем-то говорит по-французски. Спросил у мамы, что это за язык, и сказал, что хочу его выучить.
Родители сначала посмеялись, а потом заметили, что я с увлечением слушаю песни Джо Дассена. Мы приходили домой к той знакомой, и я расспрашивал её, как сказать «здравствуйте» или «как дела?». Разговаривал с ней и изучал новые выражения. И как-то она сказала родителям, что мой речевой аппарат приспособлен для изучения иностранных языков, будет ошибкой это не использовать. Так я стал углублённо осваивать французский. Даже читать на нём начал раньше, чем на родном языке.
– Узнала, что вы порой выступали на улицах Парижа. Так зарабатывали на жизнь?
– Мы давали представления, но денег не брали. Никогда не нравилось, когда смотришь уличное выступление, и в конце выходит человек с шапкой, выпрашивая у толпы монетки. Мы всегда искали другие способы заработка, а на улицу выносили доброе, чистое, светлое. Иногда к нам подходили люди: хотели кинуть купюру. Я их останавливал, объяснял, что мы просто хотим порадовать прохожих.
– В вашей дальнейшей профессиональной деятельности пантомима пригодилась?
– Конечно. Вся моя жизнь – это опыт, который я складываю в копилку актёрского багажа. Мне кажется, что артист должен уметь делать всё либо быть легкообучаемым. Наша задача, наблюдая за людьми, доносить до зрителя какие-то привычки, нюансы человеческого характера.
– Как обычно готовитесь к роли?
– Например, в фильме «Балканский рубеж» играл в небольшом эпизоде. Но когда мне прислали сценарий, рассказывающий о событиях в Югославии, в частности, о подвиге наших десантников, занявших аэропорт в Приштине, я полностью погрузился в атмосферу того времени. Начал изучать информацию, добрался до редких материалов. Научился разговаривать как люди тех лет. Дело в том, что мелодика языка уже другая. Сейчас мы говорим быстро, часто недопонимая друг друга и не придавая этому значения. В 90-е речь была более размеренной.
– Есть ли роли, от которых могли бы отказаться? Или считаете, что актёр должен соглашаться на всё, потому что это его работа?
– Предположим, присылают сценарий, согласно которому мой герой – отвратительный маньяк. Но я знаю, что в конечном итоге его поймают и справедливость восторжествует. Почему должен отказываться от такой роли? Постараюсь сделать всё, чтобы персонаж не вызывал сочувствия и не стал примером для подражания. Но если отрицательный герой в конце побеждает либо нужно вызвать к нему симпатию, то я, скорее всего, откажусь, потому что не понимаю, в чём тут глобальный посыл.
– Какой фильм с вашим участием рекомендовали бы посмотреть?
– У меня есть любимый камерный сериал «Естественный отбор». Он короткометражный – там серии от 8 до 15 минут. Мы старались рассказать о честном, открытом человеке, который ищет свою любовь, попадая в разные обстоятельства. Проект не стал суперпопулярным, но это хорошая история, таких хотелось бы больше видеть на экране.
Хочу также отметить картину «Маленький шеф». Я в ней не снимался, но принял участие в качестве продюсера. На мой взгляд, очень хороший фильм получился. Мы всей семьёй ходили на него, дети смотрели с большим интересом.
– Я знаю, что вы сейчас занимаетесь интересным проектом, на который вдохновил подвиг отца.
– Если вкратце: мой отец служил командиром взвода ДПС ГАИ в Новосибирской области. В 1986-м, сопровождая правительственную колонну, он ехал впереди. Им навстречу шла уборочная техника. Отец повторял в громкоговоритель: «Примите вправо, примите вправо», но одна из машин не справилась с управлением, либо водитель растерялся и в итоге выехал на встречную полосу. У отца от силы была секунда на то, чтобы сообразить, как поступить: слегка приняв вправо, левым боком он сбил грузовик, тот, соответственно, ушёл влево, при этом патрульную машину отбросило на 18 метров. Несмотря на полученные травмы, отец выбил ногами дверь и самостоятельно скинул автомобиль в кювет. Колонна смогла беспрепятственно проехать.
Начальство, оценив героический поступок, поспособствовало получению жилья для нашей семьи. Меня тогда ещё не было, но уже родилась старшая сестра, а родители ютились у родственников. Я появился на свет в новой квартире. Отец дослужился до замначальника областного ГАИ и часто давал интервью, в которых журналисты затрагивали эту тему. С ранних лет я понимал, что мой папа – герой. Когда начал подрастать, то стал замечать, что отношение к сотрудникам ГАИ не всегда доброе, мне трудно было это понять. Ведь я общался с этими людьми и знал их как честных офицеров.
– Проект посвящён не только непосредственно подвигу вашего папы, но также жизни и службе после него. Правильно?
– Скорее, да. Это байопик, но будет много художественного вымысла, а также моментов, основанных на реальных событиях. Одна из первых сцен – как раз подвиг, а дальше начинается история про честного гаишника. Давно вы такое кино смотрели? Я вот не видел, по-моему, с 1982 года. Был тогда один фильм, называется «Инспектор ГАИ», с тех пор ничего подобного не снимали. Хочу изменить ситуацию. Считаю, что офицеры, добросовестно выполняющие свой долг, заслуживают того, чтобы о них говорили.
– В процессе реализации вашего замысла возникают какие-либо трудности?
– Как всегда, проблема – финансы. Выходить на Фонд кино, Минкультуры и так далее мне сложновато, так как, по сути, я дебютант. Да, у меня есть один продюсерский проект, но пока я только начинаю путь в этом направлении. Надеюсь на лучшее и убеждён, что рано или поздно всё получится. Ведь это добрая и светлая история с правильным и честным посылом.
– Как вы считаете, важно ли создавать положительный образ правоохранителя в кинематографе, как это было, например, в советское время?
– С точки зрения зрителя мне не хватает таких персонажей среди полицейских. Если включить телевизор, то даже самые добрые стражи правопорядка какие-то ребята с червоточинкой. Конечно, мы должны давать здравую оценку, иначе нам не поверят. Но уходить совсем в негатив, считаю, неправильно. Потому что все смотрят кино и стараются подражать героям, особенно молодое поколение. А с кого брать пример? С инспектора ГИБДД, который из машины еле-еле вылезает? А я, наоборот, знаю офицеров, которые не только легко и непринуждённо выходят из автомобиля, но и могут на спор стометровку с каким-нибудь спортсменом пробежать или подтянуться множество раз. И неподкупные сотрудники ГАИ – это тоже норма. Когда мне было лет 13-14, отец взял меня прокатиться по Новосибирску. Подвёз к зданию, показал квартиры и дом, которые ему предлагали за «решение разных вопросов», и объяснил: «Да, мы не миллионеры, но зато я могу открыто посмотреть своему сыну в глаза и произнести слова: «Честь имею».
Визитная карточка
Ефим Петрунин родился 1 июня 1990 года в Новосибирске. В детстве играл в ТЮЗе, затем его пригласили в труппу театра «Мимо», в составе которой он поехал в Санкт-Петербург. Там поступил в Академию театрального искусства, а затем продолжил обучение в Школе драматического искусства и пантомимы в Париже.
Дебютировал на экране в сериале «След». Затем последовали роли в проектах «Всё к лучшему», «Между нами, девочками», «Пятая стража», «Папа на вырост».
В фильмографии актёра довольно много работ, и её список постоянно пополняется. Среди наиболее известных – «Гуляй, Вася!», «Склифосовский»; «Балканский рубеж», «Союз спасения» и другие.
Женат. Вместе с супругой растят троих детей.Читайте также
