1600

Тернистый путь Мастера

АВТОР: подготовил Роман Илющенко
ФОТО: из открытых источников

«Рукописи не горят», - заявляет герой его знаменитого романа, а судьба автора книги лишь подтверждает это. Михаил Булгаков – известный драматург, театральный режиссёр и самый загадочный русский писатель. Его произведения по-прежнему являются одними из самых читаемых, часто экранизируются и вызывают бурные обсуждения.

Решил стать врачом

Михаил Булгаков родился в 1891 году в интеллигентной киевской семье - профессора Духовной академии Афанасия Ивановича и преподавательницы женской прогимназии Варвары Михайловны. В начале ХХ века, на которое пришлось отрочество и формирование личности Мишы, одной из престижных и высокооплачиваемых в России была профессия врача. Врачами работали и два его дяди. Это определило судьбу подростка, поступившего на медицинский факультет Киевского университета, хотя свой первый, по-детски наивный рассказ «Похождение Светланы» он написал ещё в семь лет.

Последние годы учёбы совпали с начавшейся Первой мировой войной. Булгаков, охваченный патриотическими чувствами, просит направить его на флот - судовым врачом, затем, получив отказ по состоянию здоровья, простым санитаром в госпиталь. Наконец, в октябре 1916 года, имея диплом «лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи, сей степени присвоенными», он убывает на Юго-Западный фронт. Здесь как раз завершилось наступление Русской армии, вошедшее в историю как «Брусиловский прорыв».

Последние годы учёбы совпали с начавшейся Первой мировой войной. Булгаков, охваченный патриотическими чувствами, просит направить его на флот - судовым врачом, затем, получив отказ по состоянию здоровья, простым санитаром в госпиталь. Наконец, в октябре 1916 года, имея диплом «лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи, сей степени присвоенными», он убывает на Юго-Западный фронт. Здесь как раз завершилось наступление Русской армии, вошедшее в историю как «Брусиловский прорыв».

Практики для молодого врача хватало, но данный период связан с его пристрастием к морфию - наркотику, применяемому в госпиталях для обезболивания. Зависимость он смог преодолеть благодаря жене Татьяне Лаппе, с которой успел оформить брак до начала войны. Когда Булгаков просил его уколоть, супруга заменяла наркотик дистиллированной водой, невзирая на истерики мужа и даже летевший в неё горящий примус. Этот печальный опыт позже лёг в основу написанного им рассказа «Морфий».

От репортажа до фельетона

В сентябре 1921 года Булгаков вместе с женой перебирается в Москву. Там жил его дядя - профессор медицины Николай Покровский, ставший прообразом профессора Преображенского из «Собачьего сердца». К этому времени Михаил Афанасьевич окончательно оставляет медицину, решив сосредоточиться на публицистике, литературе и драматургии. Своим кумиром он давно выбрал великого и таинственного Николая Гоголя, во многом непонятого современниками. Булгаков же любил писателя именно за его мистицизм, загадочность, недосказанность, недопонятость.

В то время формируются принципы новой советской литературы с довольно жёсткими требованиями и критериями «социалистического реализма». Всё это чуждо Булгакову, и он выбирает свой путь. Стараясь не влезать в политику, автор мягко критикует «родимые пятна капитализма» у строителей «светлого будущего»: мещанство, карьеризм, жадность. Пишет вошедшие в моду фельетоны, которые пытается пристраивать в газеты, готовит репортажи, в том числе из залов суда.

К этому периоду творчества относятся получившие известность его криминальные хроники по делу о разоблачённом первом советском маньяке - извозчике Комарове-Петрове. Злодей специализировался на гражданах, желавших купить лошадь. На его счету 29 доказанных убийств. Булгакову великолепно удалось описать психологический портрет преступника и, возможно, он был первым в СССР в подобном литературно-криминальном жанре. С 1922 по 1926 год только в газете «Гудок» напечатано более 120 его репортажей, очерков и фельетонов. А первый полноценный рассказ «Необыкновенные приключения» опубликован в журнале «Рупор» № 2 за 1922-й. Всё это и новые литературные знакомства позволили автору на следующий год вступить во Всероссийский Союз писателей.

«Диаволиада» по-советски

Смена деятельности, переезд в столицу, пришедший успех, увы, отрицательно сказались на личной жизни Михаила Афанасьевича. Он разводится с по-прежнему любившей его Татьяной Лаппой и связывает дальнейшую судьбу с вернувшейся из эмиграции литературным критиком и переводчицей Любовью Белозёрской, рецензирующей за границей его произведения. Своей Любочке он посвятил роман «Белая гвардия», повесть «Собачье сердце», пьесы «Кабала святош» («Мольер») и «Бег». В основу последней легли воспоминания молодости Белозёрской.

За несколько лет Михаил успевает многое - пишет повести и романы, среди которых: «Похождения Чичикова», «Дьяволиада», «Записки на манжетах», «Багровый остров», «Роковые яйца», «Великий канцлер. Князь тьмы», большинство своих рассказов. Тогда же выходят три его прижизненных сборника. В основе практически всех произведений лежат мистические сюжеты.

С 1926 года у Булгакова начинаются проблемы с властью, имевшей свой взгляд на творчество советского писателя. Его практически перестали печатать. Впоследствии сотрудники спецслужб провели у него обыск, изъяли дневники и рукопись «Собачьего сердца». Последнюю удалось вернуть спустя два года, а вот дневники исчезли бесследно. Однако повесть «Собачье сердце» ждала выхода в свет на протяжении долгих 60 лет, её напечатали только в 1987-м.

После обыска в прессе начинается организованная травля против творчества автора. По подсчётам Михаила Афанасьевича, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и всего три благожелательных. Среди критиков часто выступали не только штатные «чиновники от литературы», но и считавшиеся друзьями Маяковский, Безыменский, Авербах, Шкловский, Керженцев и другие.

Булгаков называл себя «затравленным волком». Считал: всё, что он делает - это рвань, которую нужно сжечь или порвать, чтобы никто не видел.

Спасло писателя от реального тюремного заключения прямое вмешательство главы государства Иосифа Сталина. Ему очень понравилась вышедшая на сцене МХАТа пьеса «Дни Турбиных», написанная Булгаковым по мотивам «Белой гвардии». Кроме неё, тогда же на сценах столичных театров появились «Зойкина квартира» и «Багровый остров».

Очередной трудный период снова отразился на личной жизни писателя. Он перестал чувствовать поддержку супруги, но нашёл понимание в новом увлечении, переросшем в настоящую любовь. В 1932 году Булгаков развёлся во второй раз и женился - не без серьёзных для обоих испытаний - на бывшей супруге известного красного командира Елене Шиловской. Женщина стала прототипом главной героини наиболее мистического произведения – Маргариты, супруги Мастера, в ком угадывается сам Михаил Афанасьевич.

Часто он сам называл себя «мистическим» писателем, потому что его рукописи и дневники иногда терялись, но каким-то чудесным образом возвращались обратно. А ещё Булгаков, по воспоминаниям первой супруги, знал, что будет женат трижды, как нагадала ему в молодости цыганка.

Судя по дневниковым записям, последний брак был наиболее удачным для обоих. Супруги практически не ссорились, несмотря на выпавшие на их долю испытания и до конца жизни старались беречь и поддерживать друг друга. И было от чего. Отношение властей к автору лучше всего характеризует увидевшая в 1930 году свет «Литературная энциклопедия», где было написано: «Михаил Булгаков не сумел ни оценить гибели старого, ни понять строительства нового. Его частые идейные переоценки не стали поэтому источником большого художественного творчества… М. Булгаков вошёл в литературу с сознанием гибели своего класса и необходимости приспособления к новой жизни. Принял победу народа не с радостью, а с великой болью покорности».

Ночной звонок от Сталина

Но писатель не сдавался, не прогибался «под заказ» пролеткульта, старался сохранить свою самобытность. В марте 1930 года он обратился с открытым письмом в правительство. В нём он просил определить его дальнейшую судьбу: либо подписать документ на отъезд за границу, либо предоставить возможность работать во МХАТе.

Как показало время, это было хоть и рискованное, но верное решение. Меньше чем через месяц ему позвонил лично Сталин, порекомендовав обратиться с просьбой к руководству МХАТ о зачислении в штат театра.

Вопрос решился, и весь дальнейший творческий путь Булгакова если не назвать гладким, то, по крайней мере, он уже не встречал на нём открытых гонений и угроз его свободе или жизни.

Главным произведением писателя многие справедливо считают роман «Мастер и Маргарита», который он писал не один десяток лет и в итоге оставил незаконченным. Сводила его в единую книгу по сохранившимся записям и дневникам вдова. Причём окончательный вариант названия сложился у автора лишь в 1937 году.

Перед смертью Булгаков снова начал употреблять морфий, чтобы унять боль. Он был доктором и прекрасно понимал, что обречён. Писатель уже не вставал с кровати, но продолжал диктовать «Мастера и Маргариту», наперекор ужасным болям и ускользающему сознанию. Его последние слова были о романе. Он просил жену поклясться, что она сумеет сохранить рукопись и когда-нибудь напечатает её.

Михаил Булгаков умер 10 марта 1940 года. Тело было кремировано, а прах предан земле на московском Новодевичьем кладбище. Могила долго без каких-либо причин оставалась без креста или памятника, но однажды вдова Елена Булгакова обнаружила подходящий камень в гранитной мастерской. К её удивлению, это оказался старый надмогильный памятник… Николая Гоголя, который поменяли на новый при перезахоронении. Любящая женщина сделала всё, чтобы этот камень был установлен на могиле его преданного ученика.

Вернуться в раздел

Читайте также

Милицейская волна